ДАБОГ
— мифологизированный образ
земного царя,
противопоставляемый богу на
небе. Имя его возводится к
сочетанию глагола «давать» с
именем «бог» как обозначением
доли-богатства. Дабог — дающий,
дарящий. Местом обитания этого
бога считалась высокая гора, что
подтверждает культ гор у древних
славян.
ДАЖЬБОГ
(Дажбог, Дашуба) — Солнце, сын
Сварога: «и после (после Сварога)
царствова сынъ его именем Солнце,
его-же наричють Дажьбогъ...
Солнце-царь, сын Свароговъ, еже
есть Дажъбогь, бе бо муж силен» (Ипатьевская
летопись). Обожание солнца
славянами засвидетельствовано
многими преданиями и
памятниками. «Слово о полку
Игореве» говорит о славянах, как
о внуках солнца-Дажьбога. Как
светило вечно-чистое,
ослепительное в своем сиянии,
пробуждающее земную жизнь,
солнце почиталось божеством
благим, милосердым; имя его
сделалось синонимом счастья.
Солнце — творец урожаев,
податель пищи, и потому
покровитель всех бедных и сирых.
Вместе с тем солнце является и
карателем всякого зла, т.е. по
первоначальному воззрению —
карателем нечистой силы мрака и
холода, а потом и нравственного
зла — неправды и нечестия.
Поэтическое заклятие,
обращенное Ярославною к солнцу,
дышит этой древнею верою в
карающее могущество дневного
светила: «Светлое и тресветлое
Солнце! всем тепло и красно еси;
чему, господине, простое, горячюю
свою лучю на ладе вой, в поле
безводне жаждою им лучи (луки)
спряже, тугою им тули затче?» У
словаков есть такое предание:
когда Солнце готово выйти из
своих чертогов, чтобы совершить
дневную прогулку по белому свету,
то нечистая сила собирается и
выжидает его появления, надеясь
захватить божество дня и
умертвить его. Но при одном
приближении Солнца она
разбегается, чувствуя свое
бессилие. Каждый день
повторяется борьба и каждый раз
побеждает Солнце. По общему
германскому и славянскому
поверью собирать лечебные травы,
черпать целебную воду и
произносить заклятия против чар
и болезней лучше всего на
восходе ясного солнца, на ранней
утренней заре, ибо с первыми
солнечными лучами уничтожается
влияние злых духов и рушится
всякое колдовство; известно, что
крик петуха, предвозвещающий
утро, так страшен нечистой силе,
что она тотчас же исчезает, как
только его заслышит.
ДАНА
— богиня воды. Почиталась как
светлая и добрая богиня, дающая
жизнь всему живому. По древне-поэтическому
представлению бог-громовник
кипятит в грозовом пламени
дождевую воду, купает в ее ливнях
небо и землю, и тем самым дарует
земле силу плодородия. Особые
почести этой богине воздавались
во время Купальских праздников.
ДЕД-ВСЕВЕД
(Дедо-Господь) — солнце,
божество весенних гроз. У
западных славян было в обычае
при начале весны носить Дедка и
петь в честь его обрядовые песни;
о нем рассказывали, что дедко всю
зиму сидит в заключении в
хлебных амбарах и поедает
сделанные запасы, т.е. в зимний
период времени он лишается своей
производительной силы,
успокаивается от своих обычных
трудов и питает род людской
старым хлебом. У болгар
существует поверье, что Дедо-Господь
ходил некогда по земле в образе
старца и поучал людей пахать и
возделывать поля.
ДЕННИЦА
(утренница, зарница) — образ
полуденной зари (или звезды),
мать, дочь или сестра солнца,
возлюбленная месяца, к которому
ее ревнует солнце. Денница
предвещает восход солнца, ведет
солнце на небо и тает в его ярких
лучах. Ночью Денница светит ярче
всех, помогает месяцу. «…А от
косарей по Становищу души
усопших — из звезд светлее
светлых, охраняя пути солнца,
повели Денницу к. восходу» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
ДИВ
— небо, отец богов и людей,
правитель Вселенной и создатель
молний (тождествен Святовиту и
Сварогу). Старинные русские
памятники говорят о поклонении
богу Диву, и если в этом
свидетельстве вероятнее видеть
указание на светлое небесное
божество, то все-таки не может
быть сомнения, что уже в
отдаленной древности со словом «дивы»
связывалось понятие о драконах и
великанах туч. «Слово о полку
Игореве» упоминает о диве,
восседающем на дереве, подобно
Соловью-разбойнику и мифическим
змеям. Со словом «диво»
однозначительно чудо,
встречаемое в старинных
рукописях в значении исполина,
гиганта; Морское чудо (Морской
Царь), владыка дожденосных туч,
точно также как Лесное чудо —
леший, обитатель облачных лесов.
ДИВИЯ
(Дива) — богиня природы, мать
всего живого. Имя богини Дивии
находится в переводной «Беседе
Григория Богослова об испытании
града (градом)» в той ее части,
которая признается вставкой
русского книжника XI века. Здесь
перечисляются различные
пережитки язычества вроде
молений у колодцев с целью
вызова дождя или почитания реки
богиней и принесения жертв.
Далее следует: «Овъ Дыю жъретъ, а
другьш — Дивии...» Кого
подразумевать под богиней
Дивией — не известно, но, во
всяком случае, это должна быть
какая-то первостепенная богиня,
равновеликая Дыю. В «Слове об
идолах» богиня Дива упомянута
после Макоши и перед Перуном, что
также говорит о важном месте,
занимаемом этой богиней в
языческих представлениях славян.
ДИД
(Дит, Дито, Дитя, Дет, Дети) —
третий сын богини любви Лады.
Всегда молод, потому что
супружеская связь не должна
стариться. Он одет в полную
славянскую одежду; венок на нем
из васильков; он ласкает, держа в
руках двух горлиц. Ему молились
замужние и женатые о
благополучном супружестве и
деторождении.
ДИДИЛИЯ
— богиня супружества,
деторождения, роста,
растительности, олицетворение
луны. Она присутствует при
разрешении жен от бремени, а
потому бесплодные жены
приносили ей жертвы и молили ее о
даровании им детей.
Представлялась молодой
прекрасной женщиной, имеющей на
голове, наподобие венца,
украшенную жемчугами и
каменьями повязку; одна рука у
нее была разжата, а другая сжата
в кулак. Образ Дидилии часто
использовали художники.
Изображалась она по-разному:
молодой женщиной, с закутанной в
плащ головой, с зажженым факелом
в обнаженных руках (факел —
символ начала новой жизни);
женщиной, готовящейся дать новую
жизнь, с цветами, в венке.
ДНЕПР
— бог реки Днепра.
ДОГОДА
(Погода) — бог прекрасной
погоды и нежного, приятного
ветерка. Молодой, румяный,
русокудрый, в васильковом венке
с голубыми, по краям
позолоченными крыльями бабочек,
в среброблестящей голубоватой
одежде, держащий в руке шипок и
улыбающийся цветам.
ДОДОЛА
— представляет собою богиню
Весны или, что то же, богиню-громовницу.
Она шествует над полями и нивами
с свитою полногрудых нимф, за
которыми стремительно гонятся в
шуме весенней грозы Перун и его
спутники, настигают их разящими
молниями и вступают с ними в
любовный союз. Славяне водили
Додолу — девушку, увенчанную
травами и цветами, по деревне, у
каждой избы они становились в
ряд и пели обрядовые песни, а
перед ними плясала Додола.
Хозяйка дома или кто другой из
семейства, взяв полный воды
котел или ведро, испрашивая
дождя, обливали додолу водой,
которая продолжала петь и
вертеться. Пляска Додолы — то же,
что пляска грозовых духов и нимф;
обливание ее водою указывает на
те дождевые источники, в которых
купается богиня весны, а ведра,
из которых ее окачивают, — на те
небесные сосуды, откуда
проливается на землю
благодатный дождь.
ДОЛЯ
— добрая богиня, помощница
Макоши, ткет счастливую судьбу.
Представляется в облике милого
юноши или красной девицы с
кудрями золотыми и улыбкой
веселой. На месте устоять не
может, ходит по свету — преград
нет: болото, река, лес, горы —
Доля вмиг одолеет. Не любит
ленивых да нерадивых, выпивох и
всяких плохих людей. Хотя
поначалу дружбу заводит с каждым
— потом разберется и от плохого,
злого человека уйдет. «..А ты
постели им дорогу золотыми
камнями, сделай так, чтобы век с
ними да не с кудластой рваной
Обидой, а с красавицей Долей,
измени наш жалкий удел в
счастливый, нареки наново участь
бесталанной Руси» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
ДЮДЮЛ
(Перепуга) — в Болгарии, во
время засухи, собираются все
обыватели деревни, выбирают
девушку не моложе и не старше
пятнадцати лет, покрывают ее с
ног до головы ореховыми ветками,
разными цветами и травами (луком,
чесноком, зеленью картофеля и
бобов и пр.) и дают ей в руки пучок
цветов. Девушку эту болгары
называют Дюдюл или Перепуга —
слово, которое означает также
бабочку, что свидетельствует о
тождестве Додолы-перепуги с
облачными нимфами. В
сопровождении девиц и юношей
ходит Перепуга по домам;
домохозяин встречает ее с котлом
воды, поверх которой плавают
набросанные цветы, и обливают
желанную гостью при пении
обрядовой песни. После
совершения этого обряда, по
общему убеждению, непременно
будет дождь.
ДЫЙ
— в восточнославянской
мифологии имя бога. Упомянуто в
древнерусской вставке в
южнославянский текст «Хождения
богородицы по мукам» и в списках
«Слова о том, како погане суще
языци кланялися идолом» («Дыево
служенье»). Контекст позволяет
предположить, что это имя
является результатом ассоциации
древнерусского имени (типа Див) с
греческим «deus».
ДЕВЫ
НЕГЛАСНЫЕ — вещие
служительницы при неугасимом
огне Перуна. Они являются с
священными атрибутами судебной
власти: с досками правдодатными,
на которых начертаны законы, и с
мечем-карателем кривды, символом
бога-громовника и его разящих
молний; они собирают и голоса в
народных собраниях; перед ними
горит пламя, поведающее правду, и
стоит вода очищения, которая
смывает всякое неправедное
подозрение и очищает невинного
от ложных обвинений.
ДЕВА-КАН
— прекрасная дева, которая
является по вечерам в села,
приманивает детей лакомствами,
одевает их облаком и увлекает с
собою.
ДЕВА-СОЛНЦЕ
— взирая на весеннее солнце,
выступающее в грозовой
обстановке, древние поэты
рисовали это явление в двух
различных картинах: с одной
стороны, они говорили о Деве-Солнце,
которая в виде белого лебедя
купалась в водах облачного моря;
с другой — сами облака
изображали лебедиными девами, а
солнце их воинственным
атрибутом — блестящим щитом.
ДЕВЫ
СУДЬБЫ (суденицы) —
воспламеняют таинственный
светоч, с которым связана нить
жизни новорожденного, и наделяют
его своими дарами, т.е.
определяют его будущее счастье.
Являясь во время родов, девы
судьбы принимали ребенка и
исполняли обязанности
повивальных бабок.
ДЗИВОЖЕНЫ
(дикие жены, дивьи жены) —
обитательницы лесов,
родственные русалкам. По
рассказам гуцулов, дикие жены
живут в пещерах, на неприступных
местах; ночью они собираются
толпами, бегают по полям и лесам,
хлопают в ладоши, и, завидя
путника, бросаются на него и
начинают щекотать. Гуцулы
представляют их высокими,
худощавыми, с бледными лицами и
длинными, растрепанными
волосами; вместо пояса они
обвязываются травою. Дзивожены
боятся цветов, называемых
колокольчиками, т.е. собственно
обнаруживают страх перед
Перуновым цветом, распускание
которого сопровождается
всепотрясающим звоном грома. Они
подменивают некрещеных
младенцев и вредят родильницам;
чтобы противодействовать их
замыслам, под подушку родильницы
кладут нож — символ разящей
молнии. Если ребенок явится на
свет мертвым, в этом виноваты
дивьи жены.
ДВОЕДУШНИК
— существо, способное вмещать в
себя две души — человеческую и
демоническую. Число «два» у
славян, в отличие от чисел «один»
и «три», обладало
сверхъестественной силой.
Обычно двоедушник днем ведет
себя как и любой другой человек,
а ночью он сразу же засыпает
глубоким сном, так что разбудить
его невозможно. В это время он
бродит вне своего тела в обличье
пса, зайца, коня и т.п. Иногда
после смерти двоедушника его
чистая душа идет на тот свет, а
нечистая душа становится упырем.
«...Если бродящего Двоедушника
кто-либо будет задерживать, он
может убить своей силой или
силой ветра, от которого нет
спасения. Двоедушника можно
разбудить, перевернув его
головой на место ног. В том
случае Двоедушник будет болеть
не менее двух недель» (Н.И.
Толстой).
ДЕДКО
— житный дух; по поверьям
западных славян, всю зиму сидит
заключенный в житнице и поедает
сделанные запасы.
ДЕДЫ
(диды, дзяды) — общеславянские
духи предков. Дед — хранитель
рода и, прежде всего, детей,
конечно. Старший мужчина,
представитель родового
старейшинства, который усмиряет
страсти внутри клана, хранит
основные принципы морали рода,
строго следя за их исполнением.
Белорусы и украинцы называли
дедом домовое божество,
охраняющее домашний очаг, печной
огонь, как бы малый Перунов огонь,
в отличие от большого — на небе.
Дедом называли и лесное божество
— хранителя Перунова клада. Деда
молили об указании, открытии
клада. В Белоруссии хранителя
золотых кладов называют Дедка.
Ходит он по дорогам в виде нищего
с красными, огненными глазами и с
такою же бородою и, встретив
несчастного бедняка, наделяет
его деньгами. В Херсонской
губернии рассказывают, что клад
нередко является в виде старика
в изорванной и грязной нищенской
одежде. На Украине рассказывают
о старом, беловласом и сопливом
деде, который бродит по свету, и
если утереть ему нос, то он
тотчас же рассылается серебром.
У славян особый обряд почитания
дедов совершался весной на
радуницу — седьмой день Пасхи
или осенью. Угощали дедов и на
Рождество, под Новый год. Души
умерших родственников
приглашали в дом и жертвовали им
пищу, выливая ее под стол или
выставляя за окно. Пищу также
относили на кладбище и клали на
могилки. Деды изображались в
виде «болванов» с лучиной. В
Белоруссии во время обряда
хозяин трижды обносил зажженную
лучину вокруг стола, совершая
окуривание душ умерших.
ДОМОВОЙ-ДОМОЖИЛ
(Доброжил, Доброхот, Кормилец,
Дедушка, Суседка, Батан, Другая
половина, Жировик, Лизун, Постень,
Карноухий, Клецник, Шут, Облом,
Садолом) — представитель
очага, по первоначальному
значению есть бог Агни,
тождественный Перуну-громовержцу.
Как воплощение огня, пылающего
на домашнем очаге, домовой
чтился как основатель и владыка
рода. Это — малорослый старик,
весь покрытый теплою, косматою
шерстью. По всему лесному северу
России за свое охотливое
совместное жительство с
православным русским людом
домовой зовется Суседком и
Батаном. В семьях Олонецкого
края величают его даже почетным
именем Другая половина. Во
всяком случае он — Доможил, и за
обычай житья в тепле и холе —
Жировик и Лизун. За то, что он все-таки
существо незримое, бесспорная и
подлинная «нежить» (ни дух, ни
человек), домового называют еще
Постень, как призрачное существо,
привидение. Иногда зовут его и «карноухим»
за то, что будто бы у него не
хватает одного уха. В Белоруссии
его называют также Клецником —
хранителем домовых клетей и
кладовых. Если домовой разгневан,
то он принимается за те же
проделки, как и чужой домовой.
Поэтому его называют Шут, Облом и
Садолом. На Руси в лице домового
чествуется начальный основатель
рода, первый устроитель
семейного очага, и потому
понятие о нем не дробится на
множество однородных духов: в
каждом доме есть только один
домовой. Деятельность домового
ограничивается владениями той
семьи, с которой связан он
священными узами родства и
культа; он заботится только о
своем доме. На Руси домовой также
является покровителем кур, и в
честь его 1-го ноября совершается
особенное празднество,
известное под названием «куриных
именин».
ДОМОВОЙ-ДВОРОВОЙ
— получил свое имя по месту
обычного жительства, а по
характеру отношений к
домовладельцам он причислен к
злым духам, и все рассказы о нем
сводятся к мучениям тех домашних
животных, которых он не взлюбит.
Внешним видом дворовой похож на
доможила. Он в дружбе всегда
только с козлом и собакой,
остальных животных
недолюбливает, а птицы ему не
подчиняются. Особенно не терпит
белых кошек, белых собак и сивых
лошадей —— знающий хозяин
старается не держать такую
живность. Дары ему подносят на
железных вилах в ясли.
ДРЕМА
— вечерний и ночной дух. Любит
детей, а со взрослыми не так
нежен. Приходит в сумерки. «Люлю,
Дрема пришла, /По-под зыбочку
брела, /К Саше в люлючку легла. /Сашу
ручкой обняла» (колыбельная
песня).
ДИВИИ
НАРОДЫ (бич божий) —
великаны разрушительных бурь и
гроз. Мифические сказания о них в
средние века были перенесены на
суровых, диких кочевников,
беспощадно опустошавших русскую
землю и названных потому «бичем
божьим».
ДИВЫ
— облачные духи, великаны и
лешие. У сербов Див — великан, у
болгар — бурный вихрь.
Собственно «див» означает:
светлый, блестящий — и
принималось славянскими
племенами за название небесного
свода; но так как, с одной стороны,
небо есть царство грозовых туч, а
с этими после ними соединялось
представление демонов мрака,
чудовищных змеев и великанов, и
так как, с другой стороны, в самих
сверкающих молниях предки наши
усматривали падших,
низверженных с неба духов, то
слово «див» стало употребляться
для обозначения нечистой силы и
великанов.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ —
мифологизированный образ
богатыря в русском былинном
эпосе. Он входит в качестве
среднего брата в богатырскую
троицу вместе с Ильёй Муромцем и
Алешей Поповичем. Он второй
после Илья Муромца по значению
богатырь. «Средняя» позиция его
объясняет подчеркнутость
связующей функции у этого
персонажа; благодаря усилиям и
талантам Добрыни богатырская
троица остается восстановленной
даже после того, как Илья Муромец
и Алеша Попович разделятся. Если
в Илье Муромце подчеркивается
его крестьянское происхождение,
а в Алеше Поповиче — «поповское»
(духовное), то Добрыня Никитич —
воин. В ряде текстов он выступает
как князь, упоминается его
княжеское происхождение, его «княжеский»
дом и его дружина. Из всех
богатырей он ближе всего к князю
Владимиру Красное Солнышко:
иногда он оказывается его
племянником, он часто
оказывается при Владимире и
выполняет непосредственно
поручения князя. Его «вежество»,
знание манер постоянно
подчеркивается в былинах; он
поет и играет на гуслях, искусно
играет в шахматы, побеждая
непобедимого знатока этой игры
татарского хана, он выходит
победителем в стрельбе.
ДУБЫНЯ
(Вернидуб, Дубынич, Вертодуб,
Дугиня) — персонаж
восточнославянских сказок;
лесной великан, может обращаться
в Змея, охраняет пекельное
царство. «Дубье верстает:
который дуб высок, тот в землю
пихает, а который низок, из земли
тянет» или «дубье рвет». В
сказках Дубыня вместе с Горыней
и Усыней выступают как
положительные персонажи,
спутники главного героя, но
порой им присущи и отрицательные
черты, как слабость и даже
предательство.
ДУНАЙ
— сильномогучий богатырь. В
былине богатырь Дунай
разливается рекою: «И падал он на
нож да ретивым сердцем; /С того ли
времени, от крови горячия /Протекала
матушка Дунай-река». Очевидно,
что в основе этого мифа лежит
предание об исполинах дождевых
тучах. Дунай — в представлении
древних славян
мифологизированный образ
главной реки, матери всех рек.
Дунай представлялся как главное
место, родина, притягивающая к
себе все остальные реки; как
рубеж, за которым лежит земля
богатая, но таящая некую
опасность. У южных и западных
славян с Дунаем ассоциировались
мотивы женщины, изобилия и
мирной жизни, культ реки, ее
плодотворящих вод.
ДАСУНЬ
— темное царство, населенное
дасу — демонами или
представителями неарийских,
неславянских племен.
ДВОЕГЛАЗКА
— черношерстная собака,
имеющая над глазами два белые
пятна, которыми и усматривает
она всякую нечистую силу.