МЕРЦАНА
(Марцана) — богиня жатвы.
Первоначально под этим Именем
славяне подразумевали зарю. Заря
выходит иногда ночью резвиться
над нивами, порхая над
созревающими колосьями. Верили,
что зарница способствует
большому обилию и скорейшему
созреванию жатв, а потому молили
богиню об урожае хлеба.
Изображалась с венком из
колосьев; как заря, румяна и в
златобагряной одежде, состоящей
из обширного покрова или фаты,
прикрывающей голову и
приколотой у груди или
простирающейся до земли.
МОКОШЬ
(Макоша, Макеша) — одна из
главных богинь восточных славян,
жена громовержца Перуна. Имя ее
составлено из двух частей: «ма»
— мать и «кошь» — кошелка,
корзина, кошара. Мокошь — мать
наполненных кошей, мать хорошего
урожая. Это не богиня плодородия,
а богиня итогов хозяйственного
года, богиня урожая,
подательница благ. Урожай каждый
год определяет жребий, судьба,
поэтому ее еще почитали как
богиню судьбы. Обязательный
атрибут при ее изображении — рог
изобилия. Эта богиня связывала
отвлеченное понятие судьбы с
конкретным понятием изобилия,
покровительствовала домашнему
хозяйству, стригла овец, пряла,
наказывала нерадивых.
Конкретное понятие «пряха»
связывалось с метафорическим: «прядение
судьбы». Мокошь
покровительствовала браку и
семейному счастью.
Представлялась как женщина с
большой головой и длинными
руками, прядущая по ночам в избе:
поверья запрещают оставлять
кудель, «а то Макоша опрядет».
Непосредственным продолжением
образа Макоши стала Параскева
Пятница. Поскольку в ее
распоряжении были все плоды
земные, она ведала и судьбой
урожая, т.е. распределением
продуктов, сырья, предметов
ремесленного производства.
Именно она хозяйствовала на
торгу, покровительствовала
торговле. В Новгороде в 1207 году
была выстроена церковь
Параскевы Пятницы на Торгу,
такие же храмы были возведены в
XII-XIII вв. в Чернигове, Москве в
торговом и охотном ряду. Мокошь
— единственное женское божество,
чей идол стоял на вершине холма в
пантеоне князя Владимира. «И
нача къняжити Володимер в Кыеве
един. И постави кумиры на хълме
въне двора теремъного: Перуна
древяна, а главу его сьребряну, а
ус злат, и Хърса, и Дажьбога, и
Стрибога, и Съмарьгла, и Макошъ» (источники
ХII-ХIV вв.). У некоторых северных
племен Мокошь — холодная
недобрая богиня. «На прибойном
сыром берегу вещая Мокуша,
охраняя молнийный огонь, щелкала
всю ночь веретеном, пряла
горящую нить из священных огней»
(А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»). «Бог
не Макешь — чем-нибудь да
потешит» (В.И. Даль).
МОЛОНЬЯ-ЦАРИЦА
(Меланья) — грозная богиня
молний. У Перуна была большая
свита из всяких родственников и
помощников: Гром и Молния, Град и
Дождь, водяные ветры, числом
четыре (по количеству сторон
света). Недаром существовало
древнерусское изречение — «Перун
есть мног». Сын Молоньи-царицы —
Огонь-царь. Во время грозовых
бурь, когда Молонья пускает свои
стрелы-молнии, Огонь-царь
несется на концах этих стрел,
поджигая все, что встречается на
его пути.
МОРЕНА
(Марана, Морана, Мара, Маруха,
Мармара) — богиня смерти, зимы
и ночи. Она олицетворялась в
образе устрашающем: неумолима и
свирепа, зубы ее опаснее клыков
дикого зверя, на руках страшные,
кривые когти; Смерть — черна,
скрежещет зубами, быстро мчится
на войну, хватает падших
ратников и, вонзая в тело свои
когти, высасывает из них кровь.
Русские памятники изображают
Смерть или страшилищем,
соединяющим в себе подобие
человеческое и звериное, или
сухим, костлявым человеческим
скелетом с оскаленными зубами и
провалившимся носом, почему
народ и называет ее курносою.
Встречая весну торжественным
праздником, славяне совершали
обряд изгнания Смерти или Зимы и
повергали в воду чучело Мораны.
Как представительница зимы
Морана побеждается весенним
Перуном, который разит ее своим
кузнечным молотом и на все
летнее время низвергает ее в
подземную темницу. Согласно с
отождествлением Смерти с
грозовыми духами, древнее
верование заставило этих
последних исполнять ее
печальную обязанность. Но так
как громовник и его спутники
являлись и устроителями
небесного царства, то понятие о
Смерти раздвоилось, и фантазия
изображала ее то существом злым,
увлекающим души в подземный мир,
то посланницею верховного
божества, сопровождающею души
усопших героев в его небесный
чертог. Болезни рассматривались
нашими предками как сопутницы и
помощницы Смерти.
МОРОЗКО
(Морозка, Мороз)
— бог зимы, холодов. По
крестьянским поверьям, это —
низенький старичок с длинной
седой бородою. Зимой бегает он по
полям и улицам и стучит — от его
стука начинаются трескучие
морозы и оковываются реки льдами.
Если ударит он в угол избы, то
непременно бревно треснет. В
славянских преданиях морозы
отождествлялись с бурными
зимними ветрами: дуновение
Мороза производит сильную стужу,
снежные облака — его волосы.
Накануне Рождества Морозку
кликали: «Мороз, Мороз! Приходи
кисель есть! Мороз, Мороз! Не бей
наш овес, лен да конопли в землю
вколоти!» Мороз — персонаж
многих сказок и других
литературных произведений : «Не
ветер бушует над бором, /Не с гор
побежали ручьи, /Мороз-воевода
дозором /Обходит владенья свои» (Н.А.
Некрасов. «Мороз, Красный нос»).
МОРСКОЙ
ЦАРЬ (Водяной, Поддонный,
Чудо-Юдо)— владыка всех вод на
земле; здесь идея всесветного
воздушного океана сливается с
великими водами, омывающими
земную поверхность; Перун
дождящий переходит в властителя
морей, рек, источников: падая
долу, заставляя прибывать воды
источников и производя новые
ручьи, дождь стал
рассматриваться как тот
первоначальный элемент, из
которого создались все земные
водохранилища. По русскому
преданию, когда бог сотворил
землю и вздумал наполнить ее
морями, реками и ключами, тогда
он повелел идти сильному дождю; в
то же время он собрал всех птиц и
приказал им помогать себе в
трудах, разнося воду в
назначенные ей вместилища. В
образе быстролетных птиц миф
олицетворяет весенние грозы, и
как молнии и ветры приносятся
различными птицами, так ими же
приносится и вода в дождливую
пору первой весны, когда
божество творит новый мир на
место старого, обветшавшего под
холодным дыханием зимы. Морской
царь, по народному поверью,
властвует над всеми рыбами и
животными, какие только водятся
в морях. В народных сказках
Морского царя называют также
Водяным царем или Поддонным; в
одном из вариантов сказки он
назван Окиан-морем. «Там трон
жемчугами усыпанный янтарь, /На
нем сидит волнам седым подобный
Царь. /В заливы, в океан десницу
простирает, /Сапфирным скипетром
водам повелевает. / Одежда
царская, порфира и виссон, /Что
сильные моря несут ему пред трон»
(М. Ломоносов. «Петриада»).
МАВКИ
(гречухи, малки, майки) —
тождественны русалкам; порода
русалок-детей; народная фантазия
представляет их в виде девочек-семилеток
с русыми, кудрявыми волосами, в
белых сорочках — без пояса.
Обитают на горных вершинах. Как
девы дождевых источников мавки
носятся над нивами и полями, и с
одной стороны, напояя их влагою,
дают богатый урожай, а с другой,
посылая несвоевременные ливни и
бури, повреждают зреющие жатвы. В
Малороссии рассказывают, что они
ежегодно приходят на землю в то
время, когда хлеб начинает
колоситься и может служить им
надежным убежищем. Называют их и
гречухами — от гречи, в которой
они любят прятаться. Мавки
стараются мстить живым людям за
то, что допустили их умереть
некрещеными и лишили небесного
царства. В летнее время они
плавают в ночные часы на
поверхности рек, источников и
озер и плещутся водою, а на
Русальную неделю бегают по полям
и нивам с печальным возгласом: «мене
маты породыла, нехрещену
схороныла!» У гуцулов майки —
прекрасны, .стройны и резвы,
носят тонкие, прозрачные платья
и убирают свои длинные,
распущенные по плечам косы
весенними цветами. Они заботятся
о благосостоянии полей и стад, и
как только растают снега —
являются в горы и долины,
засевают травы и даруют урожай.
Они воруют по ночам лен, прядут
кудели, ткут и белят полотна, и
вьют венки.
МОРОВАЯ ДЕВА —
причисляется болгарами к
самодивам и самовилам (см.
Самовилы).
МОРЯНА
(Морская царевна, Царь-девица)
— дева морских вод, дочь
морского царя. Катается по морю в
золотом челноке; блестящая
красота ее так ослепительна, что
на чудную деву нельзя взглянуть
сразу, а надо помалу приучить
свои очи, иначе сомлеешь и
сгинешь. В прекрасном образе
Морской царевны или Царь-девицы
сказки сочетают представления о
богине Зоре и богине-громовнице.
Большую часть времени плавает в
глубинах моря, превратившись в
рыбину, играет с дельфинами.
Выходит на берег в тихие вечера,
колышется на волнах, плещется,
перебирает морские камешки-голыши.
Когда поднимает шторм
разгневанный царь морской,
успокаивает его, унимает бурю. В
русских сказках Моряне близок
образ Марьи Моревны. «Скоро-скоро
забрезжит. И пойдет, осыпаясь,
прощаться дикая роза — друг-поводырь.
Легкий ветер уж веет. Там Моряна
волны колышет» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
МРАЧЕНКА
— облачная дева, олицетворение
черной тучи. В летнее время
Мраченка выходит из колодцев и
возносится к облакам, неся с
собой воду, которою потом
орошают землю, и тем самым даруют
урожай.
МАГУР
— птица Индры. Упоминается в
Велесовой книге.
МАТЕРЬ
СВА — священная птица,
покровительница Руси, совмещает
образы многих фольклорных птиц,
прежде всего — птицы Гамаюн.
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ
(самосек) —
в русском фольклоре и книжной
средневековой традиции чудесное
оружие, обеспечивающее победу
над врагами. В сказании о
Вавилоне-граде меч-кладенец
носит название «Аспид-змей» и
наделен чертами оборотня (превращается
в змея). Распространен мотив
поиска меча, скрытого в земле,
замурованного в стене и т.п.,
связанный с представлением о
кладе (кладенец) или погребении (меч
под головой убитого богатыря).
МОГОЛ
— могучая птица.
МАЛЮТКИ-МАРЫ
— поселяются в избах; в их образе
представление о грозовых духах
сливается с тенями усопших.
МАРА
(Маруха) — души усопших;
тождественны с кикиморами, т.е.
это младенцы, умершие
некрещенными или проклятые их
родителями, и потому попавшие
под власть нечистой силы. В
России — это старые маленькие
существа женского пола, которые
сидят на печи, прядут по ночам
пряжу и все шепчут да
подпрыгивают, а в людей бросают
кирпичами. В Пошехонье Мара —
красивая, высокая девушка,
одетая во все белое, относят ее к
полевым духам. В Олонецкой
губернии мара — невидимое
существо, живущее в доме помимо
домового, с явными признаками
кикиморы (прядет по ночам на
прялке, которую забыли
благословить, рвет куделю,
путает пряжу). У северных
великороссов мара — мрачное
привидение, которое днем сидит
невидимкой за печью, а по ночам
выходит проказить с веретенами,
прялкой и начатой пряжей.
МЕЖЕВИК
— брат луговика (лугового), такой
же маленький, в одежде из травы,
но не зеленый, а черный. Бегает по
меже, охраняет ее, так же, как и
брат, ищет пищу своему родителю
полевику. Наказывает тех, кто
нарушил межу, переходит ее
незаконно, устанавливает и
поправляет вешки, помогает
работящим хозяевам в поле. Но
если находит спящего на меже
человека, то наваливается на
него, шею травой заплетает и
душит.
МОРА
— злой дух болезней и смерти; в
Сербии и Черногории признается
за демонического духа, который
вылетает из ведьмы в виде
мотылька (общепринятое
представление души), «притискуе
и дави» по ночам сонных людей и «дыханье
им зауставльа».
МОРНАЯ
КОРОВА (Коровья или Товаряча
Смерть, сибирская язва) — чума
рогатого скота; безобразная
старуха, у которой руки с
граблями; сама редко заходит в
села, а большею частию ее завозят.
Показывается она
преимущественно осенью и ранней
весной, когда скотина начинает
страдать от бескормицы и дурной
погоды. Коровья Смерть нередко
принимает на себя образ черной
собаки или коровы и, разгуливая
между стадами, заражает скот. В
Томской губернии сибирская язва
представлялась в виде высокого
мохнатого человека, с копытами
на ногах; он живет в горах и
выходит оттуда, заслыша
проклятья: «язви те!», «пятнай те!».
МОРСКИЕ
ЛЮДИ (Фараоны) — на Украине
о них говорят — «що половина
чоловика, а половина риби». Когда
волнуется море, на поверхность
его выплывают морские люди и
поют песни. В других местах этих
морских людей называют
фараонами, смешивая старинное
предание о морянах с библейским
сказанием о Фараоновом воинстве,
потонувшем в волнах Черного моря.
Рассказывают, что люди эти — с
рыбьими хвостами и что они
обладают способностью
предсказывать будущее.
МОХОВОЙ
— крошечный дух зеленого или
бурого цвета, живет во мху,
наказывает тех, кто собирает
ягоды в неурочное время. Моховой
обходит всякого, углубившегося в
чащу. Он либо заведет в такое
место, из которого трудно
выбраться, либо заставит кружить
по лесу на одном и том же месте.
Обычно моховой не ведет людей на
погибель, а лишь вымучит, да и
отпустит.
МАРУХИ — беспокойные
домовые карлики, занимающиеся
пряжею.
МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК
(мизинчик, корочун, мужичок-с-кулачок,
пальчик, Покатигорошек, мужичок-с-ноготок,
сам-с-перст) — мифический
образ; нежное и прекрасное
существо, по свидетельству
русской сказки он нарождается на
свет от случайно отрубленного
пальца его матери (т.е. под ударом
Перунова меча облачная жена
теряет свой палец). Если Мизинчик
и подвергается разным
опасностям ради своей ничтожной
величины, то вследствие той же
особенности, а также вследствие
своей догадливости и лукавства
всегда ловко выпутывается из
беды. На Руси ему присваивается
имя корочуна. В одной из сказок
его называют Покатигорошек,
потому что он рождается от
горошины, как плод от семени (мать
его, увидев горошинку,
проглотила ее и сделалась
беременной). Длиннобородый
карлик в русских сказках
называется мужичок-с-ноготок,
борода-с-локоток, или сам-с-перст,
борода-на-семь-верст.
МИКУЛА
СЕЛЯНИНОВИЧ —
мифологизированный пахарь-богатырь
в русских былинах. Другие
богатыри не могут победить
Микулу Селяниновича, потому что
его любит «мать сыра земля». Для
славянской традиции характерно
возвеличивание крестьянского
труда и сословного статуса. В
былинах крестьянин Микула
Селянинович посрамляет князя с
его дружиной, которые на конях не
могут угнаться за его плугом, не
могут вытащить оставленный им в
земле сошник и т.д.
МОРОЗ-ТРЕСКУН (Студенец)
— великан, который входит в
чугунную, докрасна накаленную
баню, в одном углу дунул, в другом
плюнул, гладь — уже везде иней да
сосульки висят!
МСТИСЛАВ
— Мстислав Владимирович,
князь Тмутараканский и
Черниговский.