Перун
— славянский Бог Грозы, Бог
грома и молнии. Его
представляли себе немолодым
разгневанным мужем с рыжей
клубящейся бородой. Сразу
отметим, что рыжая борода —
непременная черта Бога Грозы у
самых разных народов. В
частности, рыжебородым считали
своего Громовержца (Тора)
скандинавы, соседи и
родственники славян по
индоевропейской семье народов.
Надо ли говорить, что огненно-золотой
цвет бороды Бога Грозы отнюдь
не случаен!
Волосы же
Бога Грозы уподоблялись
грозовой туче. Скандинавские
сказания отмечают, что
разгневанный Тор «потрясал
волосами». Какого цвета были
волосы у Тора, определённо не
сказано, а вот у славянского
Перуна они действительно как
грозовая туча — черно-серебряные.
Недаром изваяние Перуна,
стоявшее некогда в Киеве,
описано в летописи так: «Голова
серебряна, ус злат». Славяне
видели своего Бога мчащимся
среди туч верхом на коне либо в
колеснице, запряжённой
крылатыми жеребцами, белыми и
вороными. Между прочим, сорока
была одной из птиц, посвящённых
Перуну, именно из-за своей черно-белой
окраски.
Имя Перуна очень древнее. В
переводе на современный язык
оно означает «Тот, кто сильно
бьёт», «Разящий». Некоторые
учёные усматривают связь имени
Бога Грозы с такими словами, как
«первый» и «правый». Что
касается «первого», то Перун
действительно был главнейшим
Богом в языческом пантеоне
Киевской Руси и, вероятно,
старшим сыном Сварога. Не
лишено смысла и сближение его
имени с «правым». Как будет
рассказано в главе «Звёздный
мост», Перуна считали наши
предки учредителем
нравственного закона и самым
первым защитником Правды.
Отчаянно
гремит по неровностям туч
несущаяся Перунова колесница —
вот откуда гром, вот почему он «прокатывается»
по небесам. Впрочем, на сей счёт
бытовали разные мнения. Ещё
говорили, что гром и молния —
эхо и отблеск ударов, которыми
Перун награждает небесного
Змея, стремящегося снова
ограбить Богов и людей —
похитить Солнце, скот, земные и
небесные. А в отдалённой
древности полагали, что на
самом деле гром — это «клич
любви» на празднике свадьбы
Неба с Землёй: известно же, как
хорошо всё растёт после грозы...
Согласно некоторым источникам,
молнии у Перуна были двоякого
рода: лилово-синие, «мёртвые»,
разящие насмерть, и золотые, «живые»,
созидающие, пробуждающие
земное плодородие и новую жизнь.
Давно замечено, как чист воздух
и как легко дышится, когда
отгремела гроза. Славяне-язычники
и этому нашли объяснение. Всё
дело в том, говорили они, что
нечистая сила в страхе
разбегается перед гневом
Перуна, прячется в норы и долго
ещё не смеет высунуться наружу!
Перун, в
большой степени «ответственный»
за плодородие, имеет особое
отношение к хлебу. Сохранилась
легенда о том, как некая
неразумная женщина отправилась
в поле работать в праздник
Перуна (20 июля), чего по обычаю
делать было нельзя.
Рассердившийся Перун сдержал
поначалу свой гнев. Но когда
ребёнок, оставленный на меже,
обмарал пеленки и мать вытерла
его пучком хлебных колосьев (по
другой версии, осквернению
подвергся кусок печёного хлеба)
— беда разразилась: поднялся
вихрь и унёс в тучу весь урожай.
Часть его всё-таки удалось
отмолить обратно, но «стоколосым»
(по сотне колосьев на каждом
стебле) хлеб никогда уже больше
не родился...
С громом
небесным связана н легенда о
происхождении жемчуга. Славяне
считали, что он зарождается из
отражения молнии,
запечатленной в глазах
моллюска-жемчужницы в момент,
когда тот испуганно
захлопывает створки раковины
при виде грозы... Оружием Перуна
первоначально были камни, в
дальнейшем — каменные топоры и
наконец — золотая секира: Боги
«прогрессировали» вместе с
людьми. Топору — оружию
Громовержца — с глубокой
древости приписывалась
чудесная сила. Топором ударяли
по лавке, на которой кто-нибудь
умер: полагали. что тем самым
будет «подсечена» и изгнана
Смерть. Топор крест-накрест
перебрасывали через скотину,
чтобы она не болела и хорошо
плодилась. Топором чертили над
больным Солнечный Крест,
призывая на помощь сразу двоих
братьев-Богов. А на лезвиях
топоров часто выбивали
символические изображения
Солнца и Грома. Подобный топор,
всаженный в дверной косяк, был
неодолимым препятствием для
злой нечисти, стремящейся
проникнуть в человеческое
жильё. Поистине не перечесть
обычаев и поверий, связанных с
топором. Даже всем известный «куриный
бог», камешек с отверстием
посередине, который заботливые
хозяева посейчас стараются
повесить в курятнике, — не что
иное, как воспоминание о
древнем каменном топоре, одном
из символов языческого Бога
Грозы...
Другой
символ Перуна — так называемый
громовый знак, похожий на
колесо с шестью спицами. Учёные
полагают, что древние люди
использовали здесь форму
снежинки, ведь святилища Перуна
устраивались как можно ближе к
тучам и Небу — на вершинах гор (во
всяком случае, на самых
возвышенных местах), где раньше
всего появляется снег. Этот
знак до сих пор можно видеть на
избах старой постройки. Его
резали и для красоты, и из чисто
«практических» соображений — в
качестве громоотвода...
Когда у славян
появились князья и боевые
дружины, Перуна стали считать
покровителем воинов. Поэтому
некоторые исследователи теперь
пишут, будто Перун —
исключительно «дружинно-княжеский»
Бог, вовсе не популярный среди
простого народа. Вряд ли это
было действительно так! Ведь
гроза — не только небесная
битва, она необходима и пахарю,
ждущему урожая. А главный
подвиг Перуна как раз и состоял
в том, что он вернул Земле
плодородие, вернул Солнце и
дождь.
Перуну было
посвящено животное — дикий тур,
огромный, могучий лесной бык. К
сожалению, в дикой природе
последний тур был убит ещё в 1627
году и до наших времён дожили
лишь прирученные потомки туров
— домашние быки и коровы. Туры
отличались от них размерами:
бык достигал в холке почти двух
метров — и ещё цветом: быки были
чёрными, с белым «ремнём»—полосой
вдоль хребта, а коровы-«турицы»
— гнедыми (темно-рыжими с
чёрными хвостами). Тур был куда
агрессивнее самого злого
домашнего быка. Хищные звери
против него были бессильны, а у
людей охота на тура считалась
подвигом. Люди верили, что Перун,
гуляя по белому свету, охотно
принимает облик лесного быка. А
20 июля (мы помним, что это
праздник Перуна) туры якобы
сами выбегали из леса и
позволяли себя заколоть для
священного пира. Позже, когда
люди прогневали чем-то Богов,
туры перестали появляться, и по
деревням специально
откармливали жертвенных быков.
Эта традиция ещё в прошлом веке
неукоснительно соблюдалась во
многих местах. Только теперь
языческий пир устраивали возле
церкви, и христианский батюшка
его освящал.
Есть у
Перуна своё дерево — дуб, есть и
любимый цветок, который в
Болгарии до сих пор зовут «перуникой».
У него шесть лилово-голубых
лепестков (громовый знак!),
поросших золотистыми волосками
(молния!). Он расцветает весной,
когда гремят первые грозы.
Цветок этот очень красив, и мы
зовём его ирисом — по-гречески
«радужным», потому что
различные сорта ирисов бывают
самого разного цвета.
Святилища
Перуна устраивались под
открытым небом. Они имели форму
цветка; в тех святилищах, что
раскопаны археологами, «лепестков»
обычно восемь, но в древнейшие
времена, по мнению учёных, их
было шесть. «Лепестки»
представляли собой ямы, в
которых горели неугасимые
священные костры. Посередине
ставилось скульптурное
изображение Бога. Теперь слово
«идол» имеет в нашей речи
несколько презрительный
оттенок (вспомнить хотя бы «идолище
поганое»), приходится иногда
даже слышать, будто древние
славяне «верили в идолов». Но
это всё равно что утверждать,
будто христиане «верят в иконы».
Перед изображением Бога
помещался алтарь, обычно в виде
каменного кольца. Туда
складывали приношения,
проливали жертвенную кровь:
чаще всего — животную, а если
народу грозило серьёзное
несчастье — то и человеческую.
Жизнь во все времена считалась
священным даром Богов:
человеческое жертвоприношение
было чрезвычайным,
исключительным актом. И надо
ещё учитывать, что, по
утверждению учёных, человек,
назначенный в жертву, вовсе не
обязательно заливался горькими
слезами и пробовал убежать.
Жертвы бывали и добровольными:
человек уходил к Богам, чтобы
поведать им о нуждах своего
народа, попросить помощи,
отвести беду— как мы бы теперь
выразились, «закрывал собой
амбразуру»...
После
принятия христианства Перун
отнюдь не был забыт. Здесь
рассказано лишь о немногих
обычаях, доживших до наших дней;
на самом деле их великое
множество. Правда, Православная
Церковь запретила молиться
прежним Богам, и святилища были
разрушены с ненужной
жестокостью. Однако учёные
говорят, что христианство не
только «громило» язычество, но
и пыталось мирно ужиться с ним,
подчинив своей иерархии
ценностей. Не случайно особо
острые конфликты происходили
всё-таки редко, ибо со временем
возникал своего рода симбиоз. В
частности, приняв крещение,
вчерашние язычники продолжали
чтить старых Богов, только под
новыми именами. Вот и Перун «передал»
многие свои качества Илье
Пророку, одному из самых
почитаемых христианских святых.
Другой «наследник» Бога Грозы
— святой Георгий, змееборец,
что так гордо скачет на белом
коне по гербу Москвы.
Мария Семенова "Мы
- Славяне!"