ТРИГЛАВ
— главное языческое божество
многих племен древних славян,
владыка трех царств: неба, земли
и ада (т.е. воздушного царства,
облачных подземелий и грозового
пекла). У чехов у Триглава — три
головы козлиные, что
свидетельствует за его
громоносное значение (козел —
животное, посвященное Тору). В
Щецине трехглавый идол Триглава
стоял на главном из трех холмов и
имел на глазах повязку из золота,
что связано с причастностью
этого божества к гаданиям и
предсказанием будущего.
Согласно различным
мифологическим традициям в
Триглав включали разных богов. В
Новгороде IX века Великий Триглав
состоял из Сварога, Перуна и
Свентовита, а ранее (до
переселения в новгородские
земли западных славян) — из
Сварога, Перуна и Велеса. В Киеве,
видимо, — из Перуна, Дажьбога и
Стрибога. Малые Триглавы
составлялись из богов, стоящих
ниже на иерархической лестнице.
ТРОЯН
— языческое божество, в
старинных памятниках о нем
упоминают наряду с Перуном,
Хорсом и Волосом. Имя Троян
образовалось из слова «три», «трое»,
и весьма вероятно, его тождество
с Триглавом. По указанию одного
из вариантов сербского предания,
Троян имел три головы и восковые
крылья, и козьи уши. «.При
гаданиях вороного коня Триглава
трижды води' ли через девять
копий, положенных на землю. В
южнославянской и, возможно,
восточнославянской традициях
треглавый персонаж — Троян» (В.Я.
Петрухин). В сербских сказках
одна голова Трояна пожирает
людей, другая — животных, третья
— рыб, что символизирует связь
его с тремя царствами.
ТУР
— воплощение Перуна; «на своих
законопротивных соборищах
некоего Тура-сатану и прочил
богомерзкия скареды измышляюще
вспоминаютъ» (Синопсис). Со
словом «тур» нераздельны
понятия о быстром движении и
стремительном напоре. В
дальнейшем, производном
значении этого слова, «ярый тур»
— храбрый, могучий воитель.
ТУГАРИН
(Змей Тугарин, Змей Тугаретин,
Тугарин Змеевич) — в русских
былинах и сказках образ злого,
вредоносного существа змеиной
природы. Это персонаж древнего
змееборческого мифа,
родственный Змею Горынычу,
Огненному Змею и т.п. В Киевской
Руси в эпоху борьбы с
кочевниками стал символом дикой
степи, исходящей от нее
опасности, язычества. Само имя
Тугарин соотносится с
упоминаемым в летописи
половецким ханом Тугорканом (XI
век). «...Стал там станом злой враг
Тугарин, Змея сын. Вышиной он как.
высокий дуб, меж плечами косая
сажень, между глаз можно стрелу
положить. У него крылатый конь —
как лютый зверь: из ноздрей пламя
пышет, из ушей дым валит» (Русская
былина).
ТРАВНИЦА
(кореньщица) — знахарка,
колдунья.
ТРАВОВЕД
— колдун.
ТАРТАР
— подземная пропасть, никогда не
освещаемая и несогреваемая
солнцем, куда будут посланы души
грешников: «а се есть тартар —
зима несогреема и мраз лют».
ТМУТОРОКАНЬ
— древнерусский город на берегу
Черного моря в районе нынешней
Тамани; входил в состав
Черниговского княжения.
Тмуторокань играла выдающуюся
роль в русской истории Х-Х1 вв., но
в конце XI в. была отрезана от
остальных русских княжеств
движением степных кочевников.
ТРИЗНА
— день, установленный в память
умершего, включал несколько
ритуальных действий.
Погребальные игры воинов, тоже
называвшиеся «тризна»,
напоминали о земных делах
умершего и о том, что человек
одинаково принадлежит трем
мирам: небесному, земному и
подземному (отсюда сакральное
число «три»). Затем была страва —
поминки (которые иногда
неправильно называют «тризна»).
Корень «три» связан с отрицанием
неблагоприятного признака — «нечета»
как символа несчастья, именно
поэтому он часто встречается в
заклинаниях. Так, например, в
плаче Ярославны есть обращение:
«Светлое и тресветлое солнце!»