ОГНЕННАЯ
МАРИЯ — Царица Небесная,
древняя богиня весны и
плодородия.
ОБИДА
— облачная дева, которая
плескалась на синем море
лебедиными крыльями. «.Въстала
Обида в силах Дажъбога внука,
вступилъ девою на землю Трояню,
въплескала лебедиными крылы на
синем море, у Дону плещущи» («Слово
о полку Игореве»). Название Обида
согласуется с теми собственными
именами, какие приданы небесным
воинственным девам, например,
Распря, Победа и пр.
ОГОНЬ
(царь Огонь) — одно из имен
персонифицированного грома в
русской и белорусской сказке.
Огонь — муж царицы Молоньи; эта
супружеская пара преследует
Змея и сжигает его стада в той же
последовательности, что и в
древнем ритуале сожжения разных
видов домашних животных в
качестве жертвы богу грозы.
ОРЕЛ
— птица Перуна. Громовержец
может превращаться в Орла, может
летать на Орле, посылать его
выполнять различные поручения.
ОБИЛУХА
— дух, охраняющий семена и
посевы, отвечает за количество и
качество урожая.
ОВИННИК
(Гуменник, Подовинник) — самый
злой из домовых духов: его трудно
ублажить-смирить, если он
рассердится и в сердцах залютует.
Глаза у него горят калеными
угольями, как у кошки, а сам он
похож на огромного кота,
величиной с дворовую собаку, —
весь черный и лохматый. Умеет
лаять и хохочет не хуже лешего.
Сидеть под садилом в ямине
указано ему для того, чтобы
смотреть за порядками кладки
снопов, наблюдать за временем и
сроками, когда и как затоплять
овин, не позволять делать это под
большие праздники. Разгневается,
так закинет уголь между
колосниками и даст всему овину
заняться и сгореть. Живет этот
дух в овине; лохматый, а одна рука
голая и подлинней другой. Голой
рукой он наказывает, бросает
нерадивым хозяевам жар в
неубранные снопы. Глаза у этого
духа разноцветные, шуба
наизнанку; в безветренную погоду
он спит. Мохнатую руку
вытягивает редко, чтобы нагадать
девушкам богатство. В заутреню
светлого воскресенья девушка
кладет руку в окно овина: если не
притронется к руке дух — в
девках ходить, голой рукой — за
бедного замуж пойти, мохнатой
рукой коснется овинник, знать, за
богатого пойдет.
ОГУМЕННИК
(гуменник) — дух, живущий на
гумнах (гумно — место, где
молотят, а также сарай для
сжатого хлеба) и ригах; хотя и
считается домовым духом, но
очень злой: его трудно ублажить.
Рассердится — ни кресты по всем
углам, ни молитвы, ни иконы не
помогут — стереги тогда гумна с
кочергой в руках 4 сентября на
Агафона-огуменника. В иных
местах, говорят, можно его
задобрить, если принести пироги
и петуха: петуху на пороге
отрубают голову и кровью кропят
по всем углам. «Сходить на гумно
и принести сноп соломы считалось
одним из тягчайших наказаний,
так как ночью на гумно не ходят
из опасения попасть в лапы
огуменника...» (Круглый год.
Русский земледельческий
календарь).
ОТЕТЬ—
домовой дух, крайняя степень
лени.
ОБЛАКОПРОГОННИКИ
— чародеи Существует поверье,
что колдуны могут носиться в
тучах, производить грозы,
напущать бури, дождевые ливни и
град; могут морочить, т.е.
застилать окрестности и
предметы туманом, и, придавая им
обманчивые образы, заставляют
человека видеть совсем не то, что
есть на самом деле.
ОБОРОТНИ
(волкодлаки или волколаки) —
души младенцев, умерших
некрещенными, или души чародеев
и вероотступников, осужденные
вечно блуждать и не ведать покоя.
Оборотень обыкновенно
показывается в сумерки и ночью; с
диким воем и неудержимою
быстротой мчится он,
перекидываясь в кошку, собаку,
сову, петуха или камень,
бросается под ноги путнику и
перебегает ему дорогу; нередко
он подкатывается клубком,
снежною глыбою, копною сена, а в
лесу встречают его страшным
зверем или чудовищем. Оборотнями
«скидываются на время» сами
колдуны или «оборачивают»
некрещенных младенцев, девушек,
лишивших себя жизни, или
колдунов, «если колдун продал
свою душу черту». Оборотни —
существа временные, являющиеся
таковыми на ту лишь пору, когда
требуют различные
обстоятельства (например,
желание отомстить и даже
подшутить). Оборачиваясь волком,
человек приобретает голос и
хищнические наклонности этого
зверя: удаляется в леса, нападает
на путников и домашний скот и
томимый голодом дико воет, и даже
пожирает падаль.
ОПОЙЦА
— существо, которое впивается в
живое тело и сосет из него кровь,
как пиявка.
ОБЪЕДАЛО
— великан, который разом
пожирает двенадцать быков, хлеб
кидает в рот полными возами и все
кричит: мало!
ОПИВАЛО
— великан, которому целое озеро
на один глоток станет;
опорожнить сорок огромных бочек
вина — для него сущая безделица!
ОГНЕННАЯ
СОРОЧКА — волшебная
сорочка, наделяющая того, кто ее
носит, необычайною богатырскою
силою. Приобретается она
сказочным героем от змея или
птиц, этих мифических
представителей бурь и грозы, и
только облекаясь в нее, он в
состоянии бывает владеть мечем-кладенцом.
ОДНОГЛАЗКА
— сказочный персонаж в русском
фольклоре, противопоставляемый
Двуглазке (которой не хватает
обычно двух глаз для решения
чудесной задачи) и Трехглазке (у
которой третий глаз все видит,
когда два других спят;
архаический мотив преимущества
числа три, известный в
индоевропейской мифологии).
Одноглазка — один из вариантов
мифологического образа Лиха,
изображаемого у восточных
славян в виде одноглазой женщины,
встреча с которой приводит к
потере парных частей тела.
ОДОЛЕНЬ-ТРАВА
— названа так потому, что
одолевает всякую нечистую силу;
этим словом в некоторых
местностях называют белую и
желтую кувшинку. Кто найдет
одолень-траву, тот «вельми себе
талант обрящет на земли»; отвар
ее помогает от зубной боли и
отравы, и сверх того признается
за любовный напиток. «А во тьме
белые томновали по лугу девки-пустоволоски
да бабы-самокрутки, поливали
одолень-траву» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ОКРУТНИКИ
— люди, наряженные по святочному,
одетые в мохнатые шкуры или
вывороченные тулупы.
ОЛЕГ
— первый исторически
достоверный киевский князь. С 879
г. правил в Новгороде, с 882 г. — в
Киеве. С именем Олега связан
удачный поход в Византию 907 г. и
выгодный договор с греками 911 г.
Вскоре после подписания
договора Олег умер по одной
версии в Киеве, по другой — на
Севере, по третьей, привлекавшей
впоследствии внимание писателей,
— за морем от укуса змеи.
Повествование об Олеге помещено
в «Повести временных лет». «Так
вот где таилась погибель моя! /Мне
смертию кость угрожала!» /Из
мертвой главы гробовая змея /
Шипя между тем выползала; /Как
черная лента, вкруг ног обвилась,
/И вскрикнул внезапно ужаленный
князь» (А.С. Пушкин «Песнь о вещем
Олеге»).
ОРЕЙ
— мифологический прародитель
русских; возможно, его имя
происходит от «арий» — «пахарь».
Отец Кия, Щека и Хорива.