ЯЖЕ — в польских записях XV
в. есть упоминание о трех
божествах: Ладе, Лели и Яже.
Сочетание этих трех божеств не
лишено логической связи, все они
в силу приписываемых им функций
связаны с возрастанием
солнечного тепла, с сезоном сева
и созревания: Лада и Леля
олицетворяли весенне-летнее
процветание природы, а Яже — ту
хтоническую силу, без участия
которой солнце не могло
подняться над горизонтом.
ЯРИЛО
(Яр, Яровит, Руевит) — бог
весенних гроз, олицетворяет
собою оплодотворяющую силу
весеннего Перуна. Он совмещает в
себе понятия: весеннего света и
теплоты; юной, стремительной, до
неистовства возбужденной силы;
любовной страсти, похотливости и
плодородия — понятия,
неразлучные с представлениями
весны и ее грозовых явлений.
Корень слова «яр» связывался с
мужской силой, мужским семенем. В
«Слове о полку Игореве» эпитеты
яр, буй, тур приставлены к именам
самых храбрых князей. Его
представляют молодым, красивым,
разъезжающим по небу на белом
коне и в белой мантии; на голове у
него венок из весенних полевых
цветов, в левой руке держит он
горсть ржаных колосьев, ноги
босые. Весной справляли «ярилки»,
которые заканчивались
похоронами Ярилы. В увещании
воронежцам Тихон писал: «Из всех
обстоятельств праздника сего
видно. что древний некакий был
идол называемый именем Ярило,
который в сих странах за бога
почитаем был... А иные праздник
сей... называют игрищем»; далее
сообщается, что люди ожидают
этот праздник как годовое
торжество, одеваются в лучшее
платье и предаются бесчинству.
Яриле принадлежит особая роль в
сельскохозяйственной
обрядности, особенно весенней.
Где Ярило пройдет — будет
хороший урожай, на кого
посмотрит — у того в сердце
разгорается любовь. «Волочился
Ярило по всему свету, полю жито
родил, людям детей плодил. А где
он ногою, там жито копною, а куда
он взглянет, там колос зацветает»
(народная песня). «Свет и сила.
Бог Ярило. Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше» (А.Н.
Островский. «Снегурочка»).
ЯРОВИТ
(Геровит) — громовник,
поражающий демонов. Как небесный
воитель Яровит представлялся с
бранным щитом, но вместе с тем он
был и творец всякого плодородия.
Щит Яровита с золотыми бляхами
на стене святилища в Вольгасте
нельзя было сдвигать с места в
мирное время; в дни войны щит
несли перед войском. Культовый
центр Яровита во время праздника
в его честь был окружен
знаменами. Яровиту был посвящен
также весенний праздник
плодородия; от лица Яровита жрец,
по свидетельству жизнеописания
св. Отгона, произносил следующие
слова при священном обряде: «Я
бог твой, я тот, который одевает
поля муравою и леса листьями: в
моей власти плоды нив и деревьев,
приплод стад и все, что служит на
пользу человека. Все это дарую я
чтущим меня и отнимаю у тех,
которые отвращают от меня».
ЯСМЕНЬ
(Ясонь, Хасонь, Ессе)— бог
света. Этого бога знали чехи. У
них это имя означало «яркий», «красный».
Польский историк Длугош
называет его Ессе, связывая его с
Юпитером.
ЯССА
— божество полянских славян и
гертов. Ясса, Поревит и Гров, три
божества, которые входят в
состав славянского многобожия,
но отличительные свойства и
принадлежности которых, равно
как и образ служения им, трудно
описать за недостатком
письменных источников или
изустных преданий.
ЯЩЕР
(Юша) — змей-владетель
подземного царства. Ящер часто
встречается в народных песнях,
иногда, утратив древний смысл
символики, в этих песнях его
называют Яша.
ЯВЬ
— светлая сила, управляющая
миром, одновременно — сам этот
светлый мир, «белый свет».
Противостоит Нави.
ЯСУНЬ
— понятие противоположное «дасуни».
В зависимости от контекста может
означать Ирий, Небо, небесных
богов, славян-ариев.
ЯРИЛИНА ПЛЕШЬ (Лысая
гора, Воробьевы, Девичьи, Девины
горы) — ритуальный холм.
Ярилина плешь расположена возле
Переславля Залесского, Лысая
гора — близ Саратова и в других
областях. Славяне приходили на
ритуальные холмы или на поляны у
рек, жгли костры, пели, водили
хороводы, ручейки. Прыжки через
костры были одновременно
испытанием ловкости и судьбы:
высокий прыжок символизировал
удачу в замыслах. С шутками,
притворными плачами и
непристойными песнями сжигали
соломенные куклы Ярилы, Купалы,
Кострубоньки или Костромы. На
рассвете все участвующие в
празднике купались, чтобы снять
с себя злые немощи и болезни.
ЯРЧУК
— собака, у которой будто бы во
рту волчий зуб, а под шкурою
скрыты две змеи-гадюки, она чует
черта и наносит ведьмам
неисцелимые раны.