АВСЕНЬ
(Овсень, Говсень, Усень, Баусень,
Таусень) — божество,
возжигающее солнечное колесо и
дарующее свет миру (т.е.
приводящее с собой утро дня или
утро года (весну). Авсень
открывает путь новому лету (новому
году), несет из райских стран
щедрые дары плодородия, и как
определено божественным судом —
так и распределяет их между
смертными: одним дает много, с
избытком, а других лишает и
самого необходимого. В
восточнославянской мифологии
Авсень — персонаж, связанный с
Новым годом или Рождеством (старо-русское
«оусинь», то есть «синеватый» и «просинец»
— название декабря и/или января).
Имя Усень встречается уже в
документах XVII века.
АЛКОНОСТ
(алконос) — в русских
средневековых легендах райская
птица с человеческим лицом (часто
упоминается вместе с другой
райской птицей — сирином). Образ
алконоста восходит к греческому
мифу об Алкионе, превращенной
богами в зимородка. Алконост
несет яйца на берегу моря и,
погружая их в глубину моря,
делает его спокойным на шесть
дней. Пение алконоста настолько
прекрасно, что услышавший его
забывает обо всем на свете. «Резник
Олеха — лесное чудо,/ Глаза — два
гуся, надгубье рудо, /Повысек
птицу с лицом девичьем, /Уста
закляты потайным кличем. /Заполовели
у древа щеки /И голос хлябкий, как
плеск осоки, /Резчик учуял: «Я —
Алконост, /Из глаз гусиных
напьюся слез!» (Н.А. Клюев. «Погорельщина»).
«Птица Сирин мне радостно
скалится, /Веселит, зазывает из
гнезд, /А напротив тоскует-печалится
/Травит душу чудной Алконост» (В.С.
Высоцкий. «Купола»).
АНЧУТКА
— злой дух, в более позднее время
— одно из русских названии
чертенят. Анчутка связан с водой
и вместе с тем летает; иногда
Анчутку называют водяным,
болотным: живет в болоте. У него
есть крылья. Обычные его эпитеты
— «беспятый», «роговой», «беспалый»
— означают принадлежность к
нечистой силе. В сказках он
беспятый, потому что волк ему
пятку откусил.
АУКА
— лесной дух, родствен лешему.
Так же, как и леший, любит
проказничать и шутить, людей по
лесу водить. Крикнешь в лесу — со
всех сторон «аукнет». Можно,
однако, вызволяться из беды,
проговорив любимую поговорку
всех леших: «Шел, нашел, потерял».
Но один раз в году все способы
борьбы с лесными духами
оказываются бесполезными — 4
октября, когда лешие бесятся. «Ауку,
чай, знаете? Аука в избушке живет,
а изба у него с золотым мхом, а
вода у него круглый год от
весеннего льда, помело у него —
медведевая лапа, бойко выходит
дым из трубы, и в морозы тепло у
Ауки... Аука затейный: знает много
мудреных докук, балагурья,
обезьянку состроит, колесом
перевернется и охоч попугать,
инда страшно. Да на то он Аука,
чтобы пугать» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
АЛЕША ПОПОВИЧ —
мифологизированный образ
богатыря в русском былинном
эпосе. Он как младший брат входит
в богатырскую троицу вместе с
Ильёй Муромцем и Добрыней
Никитичем. Алеша попович — сын
ростовского попа. Его отличает
не сила, но мужество, удаль,
натиск, с одной стороны, и
находчивость, сметливость,
хитроумие, с другой. Иногда он
хитрит и готов идти на обман даже
своего названного брата Добрыни
Никитича, посягает на его права;
он хвастлив, кичлив, излишне
лукав и увертлив; шутки его
иногда не только веселы, но и
коварны, даже злы; его товарищи-богатыри
время от времени высказывают ему
свое порицание и осуждение. В
целом образ его отражает
определенную противоречивость и
двойственность.
АНИКА-ВОИН
— богатырь, славный своею силою
и опустошительными наездами,
гордый, жестокий и самонадеянный.
В сказке сражается с самой
Смертью.
АСИЛКИ
(осилки, велеты) — великаны-богатыри.
Жили в древние времена; по
некоторым мифам, создавали реки,
воздвигали утесы и т.п.
Возгордившись своей силой,
асилки стали угрожать богу, и
были им уничтожены. Мотивы,
связанные с асилками (подбрасывание
в небо булавы — вызов грома,
победа над змеем), наводят на
память борьбу Перуна с его
противником-змеем.
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ
(латырь) — в русских
средневековых легендах и
фольклоре камень, «всем камням
отец». В сказках говорится, что
лежит он на океане-море или на
острове Буяне и обозначается
постоянным эпитетом «бел-горюч»
или «кип-камень» (от глагола «кипеть»).
На этом камне восседает красная
дева Зоря и зашивает раны
кровавые; «под тем камнем
сокрыта сила могучая, и силы
конца нет»; «кто камень-алатырь
изгложет (дело — трудное,
немыслимое), тот мой заговор
превозможет». Вероятно, что с
уподоблением солнца белому
горючему камню уже в древности
сливалось представление
грозового облака скалою или
камнем, эпитет «бел-горюч» мог
указывать, с одной стороны, на
заключенное внутри этого камня
грозовое пламя, а с другой — на
белоснежные и розовые цвета,
какими окрашивают облака яркие
лучи весеннего солнца. Стих о
Голубиной книге в одном из
многих своих вариантов говорит:
среди моря синего лежит латырь-камень;
«Идут по морю много
корабельщиков. /У того камня
останавливаются; /Они берут
много с него снадобья, /Посылают
по всему свету белому».
АМАЗОНЫ
— фантастические персонажи.
Изображения этих персонажей
встречались в русских лубочных
картинках. В мифах этот образ не
получил развития. Можно
предположить, что к амазонам
славяне относили народы, живущие
в Далеких сказочных странах,
прежде всего в Индии. Рассказы о
таких людях связаны с повестями
об Александре Македонском или со
сказаниями об Индийском царстве.
«...Тепло у старой, уютно. Стены в
картинках; картинки шелками да
бисерами шиты: тут и цветочки, и
лютые звери, и монастыри, и
китайцы, амазоны на конях и так
амазоны, лебеди, замки и опять
китайцы» (А.М. Ремизов. «Чертик»).
АРКОНА
— северный мыс острова Рюгена.
Название древнее славянское от
слова «уркан», что означало «на
конце». Здесь находился один из
последних известных языческих
пантеонов богов славян. В 1168 г.
его сжег датский король
Вольдемар I вместе с епископом
Абсалоном.