КАРНА
(Карина) — богиня печали,
богиня-плакальщица. Карна и Желя
— персонификации плача и горя,
известны из «Слова о полку
Игореве»: «... за ним кликну Карна
и Жля, поскачи по Русской земли».
Древнерусское слово «карити» —
оплакивать. «...Не воскреснет она,
соколиным разбужена взглядом. /Бродят
Карна и Жля по Руси с поминальным
обрядом» («Слово о полку Игореве»).
КОЛЯДА
— солнце-младенец, в славянской
мифологии — воплощение
новогоднего цикла, а также
персонаж праздников, сходный с
Авсенем. Коляда праздновался в
зимние святки с 25 декабря (поворот
солнца на весну) по 6 января. «Когда-то
Коляду воспринимали не как
ряженого. Коляда была божеством,
причем одним из влиятельных.
Коляду кликали, зазывали. Коляде
посвящали предновогодние дни, в
ее честь устраивались игрища,
учиняемые впоследствии на
Святках. Последний патриарший
запрет на поклонение Коляде был
издан 24 декабря 1684 года. Полагают,
что Коляда признавалась
славянами за божество веселья,
потому-то его и призывали,
кликали в новогодние
празднества веселые ватаги
молодежи» (А. Стрижев. «Народный
календарь»).
КОПША
— в Белоруссии это маленький бог,
охраняющий зарытые в землю
сокровища и ценности. Его просят
указать место кладов и помочь
отрыть их, а при удаче благодарят,
оставляя в его пользу известную
часть добычи.
КРОДО
— божество, охранявшее
жертвенный алтарь. Его идол
стоял в Гарцбурге на высокой,
лесом обросшей горе. Он
изображал старика с обнаженною
головою, который голыми ногами
стоял на рыбе и опоясан был
шерстяною белою повязкою, в
одной руке он держал колесо, а в
другой сосуд, наполненный
цветами и плодами. Рыба под его
ногами означает подземное
царство, чаша с плодами —
обильную земную жизнь, колесо —
солярный знак — символизирует
вечное обновление жизни на земле
(и во вселенной), зиждящейся на
прочной основе (оси).
КРУЧИНА
— женское божество смертной
печали. Считалось, что одно лишь
упоминание этого имени
облегчает душу и может спасти от
многих бедствий в дальнейшем. Не
случайно в славянском фольклоре
так много плачей и причитаний.
КУПАЛО
— плодотворящее божество лета. «Купало,
яко же мню, бяше бог обилия, яко
же у еллинь Цересъ, ему же
безумный за обилие благодарение
приношаху въ то время, егда имяше
настати жатва». Ему жертвовали
перед сбором хлеба, 23 июня, в день
св. Агриппины, которая и была
прозвана в народе Купальницей.
Молодые люди украшались венками,
раскладывали огонь, плясали
вокруг него и воспевали Купалу.
Игрища продолжались всю ночь.
Кое-где 23 июня топили бани,
настилали в них траву купальницу
(лютик) и после купались в реке. В
самое Рождество Иоанна Предтечи,
сплетая венки, вешали их на
кровли домов и на хлевах, чтобы
удалить злых духов от жилища.
Этот красивый языческий
праздник возрождается на
Украине и в Белоруссии.
КАМЕННЫЕ
БАБЫ — облачные девы на
юге России; во время бездождья
поселяне идут к Каменной Бабе,
кладут ей на плечо ломоть хлеба
или рассыпают перед нею хлебные
зерна, затем кланяются ей в ноги
и просят: «Помилуй нас, бао-бабусенько!
Будем кланяться еще ниже, только
помози нам и сохрани от беды». «—Я
баба не простая, я Каменная Баба,
— провещалась Баба,— много
веков стою я в вольной степи. А
прежде у Бога не было солнца на
небе, одна была тьма, и все мы в
потемках жили. От камня свет
добывали, жгли лучинку. Бог и
выпустил из-за пазухи солнце.
Дались тут все диву, смотрят, ума
не приложат. А пуще мы, бабы!
Повыносили мы решета, давай
набирать свет в решета, чтобы
внести в ямы. Ямы-то наши
земляные без окон стояли.
Подымем решето к солнцу, наберем
полным-полно света, через край
льется, а только что в яму — и нет
ничего. А Божье солнце все выше и
выше, уж припекать стало... Тут и
вышло такое — начали мы плевать
на солнце. И превратились вдруг в
камни» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»)
КИКИМОРА
(Шишимора) — дворовый дух,
который считается злым и вредным
для домашней птицы. Обычное
место поселения — курятники, те
углы хлевов, где садятся на
насест куры. В курятниках вешают
камни, т.н. «курячьи боги» для
того, чтобы кикиморы не давили
кур. Занятие кикимор прямое —
выщипывать перья у кур и
наводить на них «вертун» (когда
они кружатся, как угорелые, и
падают околевшими). Кикиморы
треплют и сжигают куделю,
оставленную у прялок без
крестного благословения.
Кикимор представляют
безобразными карликами или
малютками, у которых голова — с
наперсток, а туловище — тонкое,
как соломинка. Они наделены
способностью являться
невидимками, быстро бегать и
зорко видеть на далекие
пространства; бродят без одежды
и обуви, никогда не стареются и
любят стучать, греметь, свистать
и шипеть. В Вологодской губернии
за ними числятся и добрые
свойства: в летнее время
сторожат гороховища, умелым и
старательным хозяйкам
покровительствуют, убаюкивают
по ночам маленьких ребят,
невидимо перемывают кринки и
оказывают разные услуги по
хозяйству. Наоборот, ленивых баб
они ненавидят и пугают. Имя
кикиморы, сделавшееся бранным
словом, употребляется в самых
разнообразных случаях: так зовут
и нелюдимого домоседа, и женщину,
которая очень прилежно
занимается пряжей. «— Га! —
прыснул тонкий голосок,— ха! ищи!
а шапка вон на жерди..: Хи-хи!.. хи-хи!
А тот как чебурахнулся,
споткнувшись на гладком месте!..
Лебедкам-молодухам намяла я бока...
Га! ха-ха-ха! Я Бабушке за ужином
плюнула во щи, а Деду в бороду
пчелу пустила. Аукнула-мяукнула
под поцелуи, хи!.. — Вся
затряслась Кикимора,
заколебалась, от хохота за тощие
животики схватилась» (А.М.
Ремизов. «Сказки»). «В
заколдованных болотах там
кикиморы живут,/Защекочут до
икоты и на дно уволокут» (В.С.
Высоцкий. «Песня о нечисти»)
КАГАН
— вещая птица, приносящая
счастье. В народных песнях
весьма обыкновении обращения к
ветрам, которые древний человек
признавал существами
божественными. Так как ветры
олицетворялись в образе птиц, то
подобные обращения стали
воссылаться и к ним. Изображения
птицы Каган не сохранилось. По
поверьям, видевший ее, должен об
этом молчать, или счастья ему не
видать. «...Надо было поддержать
себя, доказать, что он
действительно птица, и показать,
какая именно птица. С
невыразимым презрением скосил
он глаза на своего противника,
стараясь, для большей обиды,
посмотреть на него как-то через
плечо, сверху вниз, как будто он
разглядывал его как букашку, и
медленно и внятно произнес: «Каган!»
То есть, что он птица каган» (Ф.М.
Достоевский. «Записки из
мертвого дома»).
КОЩЕЙ
БЕССМЕРТНЫЙ — как
существо демоническое змей в
народных русских преданиях
выступает под этим именем.
Значение того и другого
совершенно тождественно: Кощей
играет ту же роль скупого
хранителя сокровищ и опасного
похитителя красавиц, что и змей;
оба они равно враждебны
сказочным героям и свободно
заменяют друг друга, так что в
одной и той же сказке в одном
варианте действующим лицом
выводится змей, а в другом —
Кощей. Слово «кошь» связано
также со словом «кошт» (кость).
Многие герои сказок
превращаются на какое-то время в
камень, дерево, лед и другие
состояния — окостеневают.
Старинное русское «кощуны
творить» означает совершать
действия, приличные колдунам и
дьяволу (кощенствовать). Как-то
связаны с этим понятием «вязень»
— «узень». Узник — враг,
попавший в плен. Именно в таком
значении слово «кощей»
употребляется в «Слове о полку
Игореве» и во многих русских
сказках. Преданиям о смерти,
постигающей Кощея, по-видимому,
противоречит постоянно
придаваемый ему эпитет «Бессмертного»;
но именно это и свидетельствует
за его стихийный характер.
Растопленные весенними лучами
солнца, разбитые стрелами Перуна
тучи вновь собираются из
восходящих на небо паров, и
пораженный на смерть демон мрака
как бы опять возрождается и
вызывает на битву своего
победителя; также и демон зимних
туманов, стужи и вьюг, погибающий
при начале весны, снова оживает с
окончанием летней половины года
и овладевает миром. Вот почему
Кощей причислялся к существам
бессмертным.
КАЖЕННИК
— человек, которого обошел леший,
— теряет смысл и память.
КАРАКОНДЖАЛЫ
(караконджулы,
караконджо) — у южных
славян водяные демоны. Выходят
из воды или из пещер и нечистых
мест на период Рождества.
Выступают в облике коней с
человеческой головой и двумя
руками или крыльями; голых людей,
покрытых колючками; лохматых
красных или черных бесов с
хвостами и рогами; маленьких
человечков, приманивающих людей
ко льду; в облике собаки, овцы,
теленка или косматого, рогатого
и хвостатого человека. «Считалось,
что они после полуночи нападают
на людей, ездят на них верхом до
первых петухов или первого крика
осла, гоняют людей вокруг села,
полей, по берегу реки. Они боятся
огня, железа, пепла от бадняка,
хлеба, соли. и т.п.» (Н.И. Толстой).
КАРАЧУН
(корочун, керечун, крачун) —
злой дух (белорус, корочун — «внезапная
смерть в молодом возрасте,
судороги, злой дух, сокращающий
жизнь», рус. карачун — «смерть»,
«гибель», «злой дух»). Карачун
также название зимнего
солнцеворота и связанного с ним
праздника — Рождества (в
Закарпатье крачун —
рождественский пирог). Название
Корочун сближается с именами
Керт и Крак, которые обозначают
славянского Ситиврата. У хорутан
и хорватов слово «Керт»
употребляется в значении «огня»,
существуют поговорка: «Не все
пойдем к Керту, иные к черту». «В
белой шубе, босой, потряхивая
белыми лохмами, тряся сивой
большой бородой, Корочун ударяет
дубиною в пень,— и звенят злющие
эюзи, скребут коготками морозы,
аж воздух трещит и ломается» (А.М.
Ремизов. «Сказки»).
КЛАДОВИК
(кладовый) — дух, который
охраняет зарытые в землю
сокровища и ценности. На севере
его зовут «кладовым» и признают,
что есть два сторожа: «лаюн»,
прозванный так за то, что
обращается в собачку-лайку, при
первом покушении на похищение
клада; другой — «щекотун»,
оберегающий клад в виде
белобокой птицы сороки-щекотухи.
КЛЕТНИК
— так в Белоруссии называют
хранителя домовых клетей и
кладовых. Это одно из прозвищ
домового-дворового, в котором
ясно указывается пространство, в
пределах которого чтится власть
домового и приносятся ему жертвы.
Всем домовым-доможилам приданы в
помощь домовые-дворовые. Их
работа, в одних местах, не
считается за самостоятельную, и
все целиком приписывается
одному «хозяину». В других же
местах догадливо различают
труды каждого домашнего духа в
отдельности.
КОЛОВЕРТЫШ — помощник
ведьмы. «На крыше сидела серая
сова — чертова птица, а у курьей
ноги, у дверей, пригорюнясь,
сидел Коловертыш: трусик не
трусик, кургузый и пестрый, с
обвислым, пустым, вялым зобом...
Это зоб, туда он все собирает, что
ведьма достанет: масло, сливки —
и молоко, всю добычу. Наберет
полон зоб и тащит за ведьмой, а
дома все вынет из зоба, как из
мешка, ведьма и ест: масло, сливки
и молоко... —Из собаки сделала,
мудрено меня сделала ведьма:
ощенилась наша собака Шумка —
Шумку волки съели! — взяла
ведьма место — там, где щенята у
Шумки лежали, пошептала,
перетащила в избу в задний угол
под печку, а через семь дней я на
белый свет и вышел. Я —
Коловертыш, вроде собачьего сына...»
(А.М. Ремизов. «Сказки»).
КОРГОРУШИ (коловерши)
— в восточнославянской
мифологии помощники домового;
видом похожи на кошек, чаще всего
черной масти. Согласно
южнорусским поверьям, приносят
своему хозяину припасы и деньги
из других домов, воруя из-под
носа нерадивого соседа-дворового.
Из-за этого чаще всего и ссорятся
дворовые. Во время этих ссор
коргоруши колобродят, бьют
посуду, переворачивают в доме
все вверх дном.
КРИКСЫ-ВАРАКСЫ
— мифическое существо,
олицетворение детского крика.
Если ребенок кричит, надо нести
его в курник и, качая,
приговаривать: «Криксы-вараксы!
идите вы за крутые горы, за
темные лесы от младенца такого-то».
Крикса — плакса. Варакса —
пустомеля. «Криксы-вараксы
скакали из-за крутых гор, лезли к
попу в огород, оттяпали хвост
попову кобелю, затесались в
малинник, там подпилили собачий
хвост, играли с хвостом» (А.М.
Ремизов. «Сказки»).
КУРЕНТ
— бес. Однажды человек-исполин
и Курент поспорили между собой,
кому из них обладать белым
светом. Долго боролись они,
изрыли ногами всю землю и
сделали ее такою, какова она
теперь: где прежде были широкие
равнины, там появились высокие
горы и глубокие пропасти. Ни тот,
ни другой не осилил противника.
Тогда Курент взял виноградную
лозу и стиснул так крепко, что из
нее ударило вино; этим вином он
упоил человека в то самое время,
когда тот сидел на высокой горе
за божьим столом. Вскоре
воротился Бог и увидел человека,
дремлющего за столом;
разгневался Бог и сбросил его
сильною рукою с горы вниз, отчего
много лет лежал он разбитый и
полумертвый. Когда человек
оздоровел, сила его пропала: не
мог он ни скакать через море, ни
спускаться в глубь земли, ни
восходить к небесному столу. Так
завладел Курент светом и
человеком, и люди с той поры
сделались слабы и малы. В
некоторых областях это —
лукавый и веселый бес, который
игрой своей на гуслях и дудке
исцеляет болезни и заставляет
всех плясать без отдыха.
КУТНЫЙ
БОГ — домовой.
КАРГА — ворона, а также и
бранное название злой бабы или
ведьмы.
КАРКУН
— означает и ворона, и
завистливого человека, который
может сглазить, изурочить.
КЛИКУШИ
— это несчастные, страдающие
падучею или другими тяжкими
болезнями, соединенными с бредом,
пеною у рта и корчами; они издают
дикие вопли и, под влиянием
господствующего в народе
суеверия, утверждают, будто злые
вороги посадили в них бесов,
которые и грызут их внутренности.
Эта болезнь проявляется в форме
припадков, более шумных, чем
опасных, и поражает однообразием
поводов и выбором мест для
своего временного проявления (литургия
верных, которая предшествует
пению Херувимской). Злой дух,
вселившийся в человека, нарушает
церковное благочиние и вводит в
соблазн: несутся крики на голоса
всех домашних животных —
собачий лай и кошачье мяуканье
сменяются петушиным пением,
лошадиным ржанием и т. п. С
заботой и лаской относятся к
кликушам в домашней жизни,
считая их за людей больных,
освобождают их от тяжелого труда
даже в страдную пору. Когда,
после удачных опытов домашнего
врачевания, больная совершенно
успокоится, ей целую неделю не
дают работать, кормят лучшею
едою, стараются не сердить, чтобы
не дать ей возможности
выругаться «черным словом» и не
начать, таким образом, снова
кликушничать.
КОЛДУН
И КОЛДУНЬЯ (калдованец,
калдовница) —
тот, кто совершает жертвенные
приношения; бывают природные и
добровольные, последних труднее
распознать в толпе и не так легко
уберечься от них. Природный
колдун, по воззрениям народа,
имеет свою генеалогию: девка
родит девку, эта вторая принесет
третью, и родившийся от третьей
мальчик сделается на возрасте
колдуном, а девочка ведьмой.
Существуют, хотя и очень редко,
колдуны невольные. Дело в том,
что всякий колдун перед смертью
старается навязать кому-нибудь
свою волшебную силу, иначе ему
придется долго мучиться, да и
мать-сыра земля его не примет.
Поэтому знающие люди избегают
брать у него из рук какую-нибудь
вещь и вообще дотрагиваться до
его руки. Для «невольного»
колдуна возможно покаяние и
спасение. Колдуны, большею
частью, люди старые, с длинными
седыми волосами и нечесанными
бородами, с длинными
неостриженными ногтями. В
большинстве случаев, они люди
безродные и всегда холостые,
заручившиеся, однако,
любовницами. По наружному виду
они всегда внушительны и строги;
воздерживаются быть
разговорчивыми, ни с кем не ведут
дружбы и даже ходят всегда
насупившись, не поднимая глаз и
устрашая тем взглядом
исподлобья, который называется «волчьим
взглядьем». Пользоваться
помощью колдуна, как равно и
верить в его сверхъестественные
силы, в народе считается за грех,
хотя за этот грех на том свете не
угрожает большое наказание. Но
зато самих чародеев, за все их
деяния, обязательно постигнет
лютая, мучительная смерть, а за
гробом ждет суд праведный и
беспощадный. Тотчас же, как
зароют могилу колдуна,
необходимо вбить в нее осиновый
кол, с целью помешать покойнику
подыматься из гроба, бродить по
белому свету и пугать живых
людей. Колдун вредит человеку,
скотине и переносит свою
ненависть даже на растения. Вред,
приносимый человеку, всего чаще
выражается в форме болезней:
грыжи, нарывы, запои, припадки.
Повальные падежи скота
относятся также к работе
колдунов. Из растений всего
более вредят хлебу. Как
властелины вихрей, колдуны могут
насылать на своих ненавистников
и соперников порчи по ветру,
подымать их на воздух и кружить
там со страшною быстротою.
Колдуны ездят на волках, а
колдуньи — на кошках и козлах. На
Руси рассказывают о поездках
колдунов на волках. На старой
лубочной картине Баба-яга
изображена едущей верхом на
свинье. Колдуны могут
оборачиваться волками
обыкновенно по ночам. В
Белоруссии о колдуне говорят: «У
него мухи в носе». Нечистая сила
охотно превращается в мух.
Выражение про человека, что он «с
мухой» означает, что тот человек
находится в опьянении. «...Отмахивался
да плевал заплутавший в лесу
колдун Фаладей, неподтыканньш
старик с мухой в носу» (А.М.
Ремизов «Сказки»).
КОРОВЬЯ СМЕРТЬ (чума
рогатого скота, Черная Немочь) —
оборотень, который принимает на
себя образ черной коровы, гуляет
вместе с деревенскими стадами и
напускает на них порчу.
Появляется также в виде кошки,
чаще всего черной, или собаки,
иногда в облике коровьего
скелета (поздний символ,
возникший по образцу облика
человеческой смерти). С Коровьей
Смертью борются различными
обрядами: опахиванием селения,
умерщвлением коровы, кошки,
собаки или иногда небольшого
животного, или петуха (чаще всего
путем закапывания живьем),
зажиганием «живого», т.е.
добытого трением, огня,
перегоном скота через ров или
тоннель, вырытый в земле, тканьем
«обыденного», т.е. вытканного в
один день, холста. При опахивании
иногда поют, призывая Коровью
Смерть выйти из села, т.к. в селе
ходит св. Власий (покровитель
скота). Когда на Курщине и
Орловщине попадалось навстречу
какое-нибудь животное (кошка или
собака), то его тотчас убивали
как воплощение Смерти, спешащее
укрыться в виде оборотня. В
Нижегородской губернии для
отвращения заразы крестьяне
загоняли весь скот на один двор,
запирали ворота и караулили до
утра, а с рассветом разбирали
коров, при этом лишняя,
неизвестно кому принадлежащая
корова принимается за Коровью
Смерть, ее взваливают на
поленницу и сжигают живьем.
КОШКАЛАЧЕНЬ
— оборотень, который
является в виде кошки.
КУЗЕЛЬНИК
— колдун, чародей.
КУРДУШИ
— злые духи, помогающие колдунам
в их работе. После
благополучного окончания
обрядов посвящения в колдуны, к
посвященным на всю жизнь
приставляются для услуг мелкие
бойкие чертенята — курдуши. Они
относят в нужное место вещи,
снятые с заразного больного,
дабы другого намеченного «испортить
относом». И заклятый порошок
бросают «по ветру» на намеченную
жертву. И щепотку земли со следа
колдуну принесут, волос с головы
обреченного. И «порчу» на
указанного нашлют «напуском».
Все прихоти колдуна выполняют
курдуши.
КРОСНЯТА
— карлики у кашубов; живут в
подпольях избы, хлева или сарая.
Кроснята подменивают по ночам
некрещеных младенцев, и потому
если есть в семье карло, то
обыкновенно думают, что кроснята
похитили у родителей их
настоящего ребенка, а взамен
положили в люльку своего.
КАРАВАЙ
(коровай) — в
восточнославянской мифологии и
ритуалах обрядовый круглый хлеб
с украшениями и мифологическое
существо, символ плодородия. По
словам белорусской песни, «Сам
Бог коровай месить»: пекущие
просят Бога спуститься с неба,
чтобы помочь им месить и печь.
КИЙ
— в восточнославянской
мифологии герой. Согласно
легенде (в «Повести временных
лет»). Кий с младшими братьями
Щеком и Хоривом — основатель
Киева: каждый основал поселение
на одном из трех киевских холмов.
Возможно, имя его происходит от
обозначения божественного
кузнеца, соратника громовержца в
его поединке со змеем.
КИСЕК
— один из мифологических
прародителей русских.
КИТЕЖ
(Китеж-град, Кидиш) — в
русских легендах город, чудесно
спасшийся от завоевателей во
время монголо-татарского
нашествия XIII века. При
приближении Батыя Китеж стал
невидимым и опустился на дно
озера Светлояр. Легенда о Китеже,
по-видимому, восходит к устным
преданиям эпохи ордынского ига.
Впоследствии была особенно
распространена у старообрядцев,
причем Китежу придавался
характер убежища последователей
старой веры. В утопических
легендах Китеж считался
населенным праведниками,
нечестивцы туда не допускались,
в городе царила социальная
справедливость. «Сказания о
Китеже включали рассказы о людях,
давших обет уйти в Китеж и
писавших оттуда письма о
колокольном звоне, который можно
услышать на берегу озера. Китежу
придавался характер убежища
последователей старой веры» (А.В.
Чернецов).
КИТОВРАС
— персонаж древнерусских
книжных легенд. Упоминается в XIV
веке в рукописных текстах как
чудовище-кентавр, иногда с
крыльями. В большинстве случаев
Китоврас по желанию помогает
царю Соломону строить храм,
состязается с ним в мудрости. В
некоторых вариантах легенд
Китоврас наделен чертами
оборотня — днем он правит людьми,
а ночью оборачивается зверем и
становится царем зверей. «Легенды
о Соломоне и Китоврасе получили
на Руси самостоятельное
развитие. В них о Китоврасе
рассказывается, что он был
родным братом Соломона. Поимка
Китовраса связывается с
предательством его неверной
жены, которую он носил в ухе» (А.В.
Чернецов).
КИТ-РЫБА
— прародитель всех рыб, всем
рыбам мать. Он держит на себе
Землю. Когда же повернется, тогда
Мать-Земля всколыхнется. Считали,
что если Кит-рыба уплывет, то
конец белому свету настанет.
Многие древние народы верили,
что Земля лежит на спинах китов (кита)
или слонов. Существовало такое
поверье и у древних славян. «И
куда-то нырнул Кит-рыба. Кит-рыба
— мать рыбам — покинул землю. А
когда-то любил свою землю: когда
строили землю, лег Кит в ее
основу и с тех пор держит все на
своих плечах» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»). «Вот въезжает на
поляну /Прямо к морю-окияну; /Поперек
его лежит /Чудо-юдо рыба-кит...» (П.П.
Ершов. «Конек-горбунок»).
КНЯЗЬ
СЛАВЕН — историческое
лицо, славянский князь, время
правления неизвестно.
КОНЕК-ГОРБУНОК
— персонаж русских сказок,
относится к полуконям, по
внешнему виду вполовину или
намного меньше героических
коней бога, невзрачен, иногда
даже уродлив (горб, длинные уши и
т.д.): «Да еще рожу конька /Ростом
только в три вершка, /На спине с
двумя горбами /Да с аршинными
ушами» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
В метафорическом смысле это
именно полуконь-получеловек:
понимает дела людей (богов и
бесов), говорит человеческим
языком, различает добро и зло,
активен в утверждении добра (это
осталось от берегинь). «Но конька
не отдавай /Ни за пояс, ни за
шапку, /Ни за черную, слышь, бабку.
/На земле и под землей /Он товарищ
будет твой» (П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
КРАДА
— жертвенный алтарь, горящий
жертвенник, костер. На нем
сжигали мертвых и приношения.
Нестор называл их «крады и
требища идольские». Вероятно,
существовало и божество,
охранявшее жертвенный алтарь.
Рыба под его ногами означает
подземное царство; чаша с
плодами — обильную земную жизнь;
колесо — солярный знак —
символизирует вечное обновление
жизни на земле, зиждящейся на
прочной нерушимой основе (оси).
Этот жертвенник четырехугольный,
а возле храма Световида, по
описанию очевидцев, было
множество треугольных
жертвенников, где одновременно
каждый мог принести жертву
Творцу — солнцу и небу; Матери-жизни,
земле; предкам.
КРИВ
— в восточнославянской
мифологии родоначальник племени
кривичей. Предполагается связь
имени с обозначением кривого и
левого; левое, кривое и т.п.
характеризует земных персонажей,
людей, в противоположность
небесным богам.
КРИВДА
— олицетворение всех темных сил,
противница Правды.
КРОК
— мифический герой, от которого
чехи вели свой княжеский род.
КУДЕЯР
— полумифический разбойник,
зарывший во много мест
награбленные сокровища. Говорят,
что над камнями, прикрывающими
эти сокровища, не только
вспыхивают огоньки, но два раза в
неделю, в полночь, слышен бывает
даже жалобный плач ребенка. Этот
Кудеяр до некоторой степени
предвосхищает славу самого
Степана Разина.
КУКЕР
— в южнославянской мифологии
воплощение плодородия. В
весенних карнавальных обрядах
Кукера изображал мужчина в
особой одежде (часто из козьей
или овечьей шкуры) с зооморфной
рогатой маской и деревянным
фаллосом. Во время кукерских
обрядов изображались грубые
физиологические действия,
обозначавшие брак Кукера с его
женой, которая обычно
представала затем беременной и
симулировала роды; совершались
ритуальная пахота и посев, также
призванные обеспечить
плодородие. Кукерское действо,
кроме главного действующего
лица, включало многочисленные
персонажи, среди которых был
царь и его помощники.
КУРИЛКА
— означает лучину, которая
живет, пока горит, а погасая —
умирает; «жил-был курилка, да-й
помер!».