РАДИГОСТЬ
(Редигость, Радигаст) —
молниеносный бог, убийца и
пожиратель туч, и вместе с тем
светозарный гость, являющийся с
возвратом весны. Земной огонь,
признавался сыном Неба,
низведенным долу, в дар смертным,
быстролетною молниею, и потому с
ним также соединялась идея
почетного божественного гостя,
пришельца с небес на землю.
Русские поселяне чествовали его
именем гостя. Вместе с этим он
получил характер бога-сберегателя
всякого иноплеменника (гостя),
явившегося в чужой дом и
отдавшегося под защиту местных
пенатов (т.е. очага), бога-покровителя
приехавших из дальних стран
купцов и вообще торговли.
Славянский Радигость
изображался с головою буйвола на
груди.
РОД
— наиболее древний
неперсонифицированный бог
славян. Бог Вселенной, живущий на
небе и давший жизнь всему живому,
Род иногда отождествлялся с
фаллосом, иногда с зерном (в т.ч.
солнечным и дождевым зерном,
оплодотворяющими землю). Позже
это — прозвание Перуна как
представителя творческих,
плодородящих сил природы; во
время весенних гроз, ударяя
своим каменным молотом, дробя и
разбрасывая скалы-тучи, он
призывал к жизни облачных
великанов, окамененных холодным
дыханием зимы; говоря мифическим
языком, он оживлял камни и творил
из них исполинское племя. Таким
образом, великаны были его
порождением, первым плодом его
творческой деятельности. В
некоторых церковнославянских
рукописях под именем Рода
разумеется дух, что вполне
согласуется с областным
употреблением этого слова: в
Саратовской губернии Род
означал вид, образ, а в Тульской
— привидение, призрак. Глиняные,
деревянные и каменные
изображения, охранные талисманы
этого бога находят во время
раскопок.
РОДОМЫСЛ
— божество славян варяжских,
покровитель законов, податель
благих советов, мудрости,
красных и умных речей. Идол его
изображал человека в
размышлении, упершего в лоб
указательный перст правой руки,
в левой же руке — щит с копьем.
РОЖАНИЦЫ
— наиболее древние
неперсонифицированные богини
славян. Рожаницы — женское
рождающее начало, дающее жизнь
всему живому: человеку,
растительному и животному миру.
Позже Рожаницы
персонифицировались — получили
имена собственные: Макошь,
Златая Баба, Дидилия, Зизя и т.д.
РУГЕВИТ
(Руевит) — верховный бог
одного из славянских племен. «Руги»
(луги) — название племени (возможно,
самоназвание), а «вита» — Жизнь.
Идол Ругевита стоял в городе
Карензе на острове Ругене,
сделан он был из огромного дуба,
а храм представляли стены из
красных ковров или красных
тканей. Богов, которых считали
своими предками, покровителями и
воинственными защитниками
племени, изображали с ярко
выраженными мужскими атрибутами.
По описанию Саксона, кумир
Ругевита был сделан из дуба и
представлял чудовище с семью
лицами, которые все были на шее и
соединялись наверху в одном
черепе. На поясе висело у него
семь мечей с ножнами, а восьмой,
обнаженный, держал он в правой
руке своей. Деревянные куколки
этого бога воины брали с собой,
когда отправлялись в поход на
лодиях. А большой деревянный
идол стоял на возвышенности,
угрожая врагам и защищая от
всякой напасти. Руевиту
жертвовали перед походом и после,
особенно если поход был удачным.
Многоликость бога у древних
славян обозначала его
неуязвимость. «Над древними
подьемляся дубами, /Он остров наш
от недругов стерег; /В войну и мир
равно честимый нами, /Он зорко
вкруг глядел семью главами, /Наш
Ругевит, непобедимый бог. /И
мнили мы: »Жрецы твердят недаром,
/Что если враг попрет его порог, /Он
оживет, и вспыхнет взор пожаром, /И
семь мечей подымет в гневе яром /Наш
Ругевит, наш оскорбленный бог» (А.К.
Толстой. «Ругевит»).
РОЖЕНИЦЫ
(чистые, белые девы и жены, живицы,
суженицы, судицы, рожаницы,
кресницы) — девы судьбы,
присутствующие при рождении
детей; вещие предсказательницы
судьбы новорожденных и
помощницы в родах. Они подходят к
постели только что
разрешившейся матери; каждая из
них держит в руках по горящей
свече — знамение того светоча,
которым возжигается пламя жизни,
почему и называют их кресницами (возжигательницами,
от «крес» — «огонь»). Эти
мифические девы стоят в
таинственной связи со звездами.
Рожаниц было две или три, позднее
— семь. «Наконец пламя осветило
и углы, в одном из них — за очагом
— показалось глиняное
возвышение, а на нем деревянные
фигуры Перуна и Волоса и
небольшое бронзовое, покрытое
прозеленью изваяние Роженицы —
голой женщины со сложенными на
животе руками» (С.Д. Скляренко. «Святослав»).
РОСЬ
— дочь Днепра, русалка,
прародительница русских.
РУСАЛКИ
(криницы, лоскоталки, земляночки)
— водяные девы; души усопших:
детей, умерших некрещенными,
либо потонувших или утопившихся
девушек. Русалки —
представители Царства смерти,
тьмы и холода, поэтому-то, с
наступлением весны, хотя они и
оживают, но обитают все-таки в
темных недрах земных вод, еще
холодных весною. С Троицына дня
русалки оставляют воды и живут в
лесах на деревьях, служащих, по
верованию древних славян,
жилищем мертвецов. У западных
славян и малороссов русалки —
веселые, шаловливые и
увлекательные создания, поющие
песни восхитительными и
заманчивыми голосами; в
Великороссии — это злые и
мстительные существа, растрепы и
нечесы: бледнолицые, с зелеными
глазами и такими же волосами,
всегда голые и всегда готовые
завлекать к себе только для того,
чтобы без всякой особой вины
защекотать до смерти и потопить.
В образе русалок народная
фантазия соединила
представления о водяных и лесных
девах: русалки любят качаться на
древесных ветвях, они заливаются
злым хохотом и щекочут на смерть
завлеченных к себе неосторожных
путников. Русалки живут также и в
горах и любят бегать по их скатам.
На отождествление русалок с
душами усопших указывает также
их прозвание земляночками, т.е.
обитательницами подземного мира
мертвых.
РАРОГ
(рариг, рарашек) — огненный дух,
связанный с культом очага.
Согласно поверьям южных славян,
рарашек мог появляться на свет
из яйца, которое девять дней и
ночей высиживал человек на печи.
Рарога представляли в образе
хищной птицы или дракона с
искрящимся телом, пламенеющими
волосами и сиянием, вырывающимся
из пасти (клюва), а также в виде
огненного вихря. Возможно, он
генетически связан с
древнерусским Сварогом и
русским Рахом (воплощение
суховея).
РИПЕЙСКИЕ
ГОРЫ — мифологические
горы, где находится сад Ирия.
РЫБА
— вариант змея-владетеля
подземного царства.
РЖАНИЦА
— дух, живущий на полосах ржи.
Все растительное царство
представлялось древнему
человеку воплощением стихийных
духов, которые, соединяя свое
бытие с деревьями, кустарниками
и травами (облекаясь в их зеленые
одежды), чрез то самое получали
характер лесных, полевых или
житных гениев. Ржаницы
устраивают прожины — дорожки во
ржи в небольшой вершок шириной,
по которым все колосья срезаны.
РА — река Волга. Различают
Ра-реку, текущую по Земле, и
небесную Волгу, отделяющую Явь
от небесного царства.
РАЗРЫВ-ТРАВА (спрыг-трава,
прыгун или скакун-трава,
расковник) — листы ее имеют
форму крестиков, а цвет подобен
огню. Отыскивается в ночь на
Ивана Купалу, но где она растет —
никому неведомо; достать ее
весьма трудно и сопряжено с
большою опасностью, потому что
всякого, кто найдет ее, черти
стараются лишить жизни. С ее
помощью можно ломать все замки,
сокрушать все препоны и
разрушать все преграды. Но так
как она, подобно папоротнику,
держит цвет не дольше того
времени, которое полагается для
прочтения символа веры и молитв
Господней и Богородичной, то
имеется, следовательно,
достаточное основание считать
ее просто сказочным зельем.
РИПЕЙСКИЕ
ГОРЫ — мифологические
горы, где находится сад Ирия.
РЮРИК.
СИНЕУС И ТРУВОР — в
древнерусских легендах
генеалогические герои, первые
русские князья. Согласно легенде
о призвании варягов, приходившие
«из-за моря» варяги собирали
дань с племен чуди, веси, словен и
кривичей, чинили им насилие и
были изгнаны ими. Из-за возникших
усобиц эти племена решили
поискать себе князя, который
владел бы ими «по праву». Они
отправились к варягам,
звавшимися русь, и призвали их на
княжение. На княжение избрались
три брата: Рюрик, Синеус и Трувор
«с родами своими» и, взяв с собой
«всю русь» (весь народ),
утвердились в городе — старший
Рюрик в Новгороде, Синеус в
Белоозере, Трувор в Изборске.
Братья Рюрика вскоре умерли, он
же стал основателем династии.
(По последним исследованиям,
Синеуса и Трувора не
существовало: Синеус по-скандинавски
sine hus, что переводится как "со
своим родом (семьей )", а Трувор
- tru war: с верной дружиной. То есть
Рюрик приехал не с Синеусом и
Трувором, а со своей семьей и
верной дружиной. Но это
предположение еще не доказано -
Светозар)
РЯЖЕНЫЕ
(Окрутники) — поселяне,
облаченные в звериные шкуры. В
таких нарядах окрутники бегают
по улицам шумными вереницами,
пляшут и кривляются, распевают
громкие песни и бьют в тазы,
заслонки и бубны, — чем
обозначался тот неистовый
разгул, с каким являлись весною
облачные духи.