ЗЕВАНА
(Дзевана) — юная и
прекрасная богиня лесов и охоты,
которая любит охотиться в
светлые лунные ночи; с оружием в
руках мчится она на борзом коне
по лесам, сопровождаемая ловчими
псами, и гонит убегающего зверя.
По народным рассказам, чудесная
дева охотится в дебрях Полабии и
на высотах Карпатских гор.
Изображается в куньей шубе, верх
которой покрыт беличьими
шкурами. Сверху надета вместо
епанчи кожа медведя. В руках она
держит натянутый лук со стрелою
или капкан, подле нее положены
лыжи и битые звери, рогатина и
нож. В ногах лежит собака. Этой
богине молились ловцы, прося у
нее счастья в охоте. В ее честь
приносилась часть добычи.
Жертвовали ей шкуры убитых
зверей. В древности шкурки
куницы и других пушных зверьков
использовали в качестве денег.
Есть свидетельство о разрушении
ее идола в Польше в 965-м году. В
других племенах, связанных с
лесом и охотой, она называлась
Дива, Дева, Дивия, Златая Баба,
Баба и т.п.
ЗИБОГ
— бог земли, творец и хранитель
ее. Это он создал горы и моря,
холмы и реки, расщелины и озера.
Он наблюдает и возделывает землю.
Когда он сердится — вулканы
извергаются, буря на море
поднимается, земля трясется.
ЗИМЕРЗЛА
(Симаергла, Зимаерзла,
Симаргла, Зимарзла) — суровая
богиня зимы, дышащая холодом и
морозами. Одежда на ней
наподобие шубы из сотканных
вместе инеев, а порфира из снега,
вытканная ей морозами, чадами ее.
На голове ледяной венец,
унизанный градами.
ЗИМСТЕРЛА
(Зимцерла) — богиня рассвета,
утренней зари, весны и цветов.
Изображается она прекрасною
девою, одетой в легкое белое
платье, подпоясанное розовым
поясом, переплетенным золотом;
на голове у нее венок из роз; в
руках держит лилию; на шее
ожерелье из цикорей; перевязь
через плечо цветочная. Ей
приносили в жертву цветы, равно
как и капище ее убиралось в ее
праздники цветами. В эту богиню
всегда был влюблен Догода. «В
третий день моего путешествия,
когда просыпалася Зимцерла,
спускался я с высокой горы и
увидел недалеко не весьма узкое
владение... Зимцерла —
словенская богиня: она была то же,
что и Аврора» (М.Д. Чулков. «Пересмешник,
или славенские сказки»).
ЗИРКА
— богиня счастья. Всякий человек
имеет свою Зирку, которая, как
дух-хранитель, неотступно
находится при своем избраннике.
Есть поговорка: «Что из него
будет, коли он не в милости у
Зирки!»
ЗЛАТАЯ
МАТЬ (Баба) — богиня тишины
и покоя. Представляется в виде
женщины с младенцем на руках,
который почитался ее внуком (этот
внук — Святовит), отчего и
получила имя Бабы. Это богиня-пророчица.
ЗНИЧ
— под этим божеством славяне
подразумевали начальный огонь,
или животворящую теплоту,
способствующую существованию и
охране всего на свете. «Тогда
отважный Знич, блистающ. весь
извне; /Вещал: намеренья сии
ненравны мне. /Я хижинам свещу и
озаряю троны; /Во существе огня я
россам жизнь дарю, /Питаю, грею их,
их внутренности зрю» (М.
Херасков. « Владимириада» ).
ЗОРЯ
— богиня, сестра Солнца. Она
выводит поутру солнце и его
яркими, стреловидными лучами
поражает мрак и туманы ночи; она
же выводит его весною из-за
темных облачных покровов зимы.
Она восседает на золотом стуле,
расстилает по небу свою
нетленную розовую фату или ризу,
и в заговорах доселе сохраняются
обращенные к ней мольбы, чтобы
она покрыла своею фатою от
волшебных чар и враждебных
покушений. Как утренние
солнечные лучи прогоняют
нечистую силу мрака, ночи — так
верили, что богиня Зоря может
прогнать всякое зло, и наделяли
ее тем же победоносным оружием (огненными
стрелами), с каким выступает на
небо светило дня; вместе с этим
ей приписывается и та творческая,
плодородящая сила, какая
разливается на природу
восходящим солнцем. Миф знает
двух божественных сестер — Зорю
Утреннюю (Денница, Утренница,
Зарница) и Зорю Вечернюю; одна
предшествует восходу солнца,
другая провожает его вечером на
покой, и обе таким образом
постоянно находятся при светлом
божестве дня и прислуживают ему.
Утренняя Зоря выводит на
небесный свод его белых коней, а
Вечерняя Зоря принимает их,
когда оно, совершивши свой
дневной поезд, скрывается на
западе.
ЗВЕРЬ-ИНДР (Индрик,
Вындрик, Единорог) —
мифический зверь, о котором стих
о Голубиной книге рассказывает,
как о властителе подземелья и
подземных ключей, а также как о
спасителе вселенной во время
всемирной засухи, когда он рогом
выкопал ключи и пустил воду по
рекам и озерам. Индрик угрожает
своим поворотом всколебать всю
землю, он, двигаясь под землею,
роет отдушины и пропущает ручьи
и проточины, реки и кладязи
студеные: «Куда зверь пройдет
— туда ключ кипит». В
некоторых вариантах стиха
предание о звере-Индре
связывается с священными горами:
«Живет тот зверь в Сионских
горах в Фаворе или Афон-горе, он
пьет и ест во святой горе (вариант:
из синя моря), и детей выводит во
святой же горе; когда зверь
поворотится — все святые горы
всколыхаются». Это
свидетельство роднит зверя-Индру
с Змеем Горынычем. Разрывая
своим рогом-молнией облачные
горы и подземелья и заставляя
дрожать землю, чудовищный зверь
дает исток дождевым ключам и
рекам.
ЗМЕЙ
ГОРЫНЫЧ (Горынчище) —
горный демон, представитель туч,
издревле уподоблявшихся горам и
скалам. Харкая и выплевывая, он
творит облачные горы и дождевые
хляби, в которых позднее, при
затемнении смысла старинных
метафор, признали обыкновенные
земные возвышенности и болота.
Мифический змей в народных
сказаниях смешивается с сатаною.
Подобно богу-громовнику, и
сатана создает себе
сподвижников, вызывая их
сильными ударами в камень, т.е.
высекая убийственные молнии из
камня-тучи. Низвергнутые
божественною силою, эти грозовые
бесы упадают с неба светлыми
огоньками вместе с проливным
дождем. Всесветное, безбрежное
море, где встречаются мифические
соперники, есть беспредельное
небо. В сказках он изображается
драконом о трех, шести, девяти
или двенадцати головах. Связан с
огнем и водой, летает по небу, но
одновременно соотносится и с
низом — с рекой, норой, пещерой,
где у него спрятаны сокровища,
похищенная царевна, «русские
полоны»; там же находится и
многочисленное потомство.
Появляется он в сопровождении
грозного шума: «дождь дождит», «гром
гремит». Основное оружие Змея —
огонь. «Поднял голову Добрыня и
видит, что летит к нему Змей
Горыныч, страшный змей о трех
головах, о семи хвостах, из
ноздрей пламя пышет, из ушей дым
валит, медные когти на лапах
блестят» (русская былина).
ЗМЕЙ
ОГНЕННЫЙ ВОЛК (Вук Огнезмий) —
в славянской мифологии герой. Он
рождается от Огненного Змея,
появляется на свет в
человеческом облике, «в рубашке»
или с «волчьей шерстью» —
приметой чудесного
происхождения. Может
оборачиваться волком и другими
животными, в т.ч. птицей;
совершает подвиги, используя
способности превращения (себя и
своей дружины) в животных.
ЗМИУЛАН
— персонаж восточнославянской
мифологии, одно из продолжений
образа Огненного Змея. В
белорусских и русских сказках,
царь Огонь и царица Молрнья
сжигают стада царя Змиулана,
который прячется от них в дупле
старого дерева (явная параллель
с одним из основных мифов
славянской мифологии, в котором
противником Перуна является
змей, обладатель стад, который
прячется в дупле дерева). Имя
Змиулана используется в
народных заговорах-приворотах. «...Королевна
видит беду неминучую, высылает
Зиланта Змеулановича. Загремел
Зилант, выходя из железного
гнезда, а висело оно на
двенадцати дубах, на двенадцати
цепях. Несется Зилант как стрела
на орла...» («Сказка о богатыре
Голе Воянском». Русская сказка в
пересказе Б.Бронницина).
ЗЛЫДНИ
— злые духи, маленькие существа,
которые, поселившись за печкой,
остаются невидимыми и приносят
дому несчастья: как бы ни было
велико богатство хозяина, оно
быстро сгинет и вместо
довольства наступит нищета.
Существует заклятие: «Нехай го
злидни побьют!». Своим крохотным
ростом и неугомонным характером
они напоминают домовых карликов
и тем самым дают свидетельство о
древнейшей связи мифических
олицетворении судьбы и смерти со
стихийными грозовыми духами (другое
свидетельство — способность
превращений). В народной сказке
они играют ту же роль, что и Горе,
Лихо и Недоля. У белорусов
сохранилась пословица: «Впросилися
злыдни на три дни, а в три годы не
выживешь!» Злыдни странствуют по
свету и располагаются на житье
обществами; точно также, по
свидетельству народных
поговорок, «Беда не приходит
одна», «Беды вереницами ходят».
Украинское «Бодай вас злидни
побили!» — пожелание несчастья,
«к злидню» — к черту. «Смилуйся,
мать, посмотри, вон твой сын с
куском хлеба и палкой бросил дом
и идет по катучим камням — куда
глаза глядят, а злыдни —
спутники горя, обвиваясь вокруг
шеи, шепчут на уши: «Мы от тебя не
отстанем!» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЗДУХАЧ
— у южных славян человек (реже
животное), обладающий
сверхъестественной силой,
которая проявляется только,
когда он спит. Во время сна из
него выходит дух, который ведет
за собой ветры, гонит тучи,
пригоняет и отгоняет град,
сражается с другими здухачами.
Здухач охраняет от стихийных
бедствий поля и угодья своего
села, рода. Чаще всего это
взрослый мужчина, но им может
быть и ребенок (особенно
родившийся в «сорочке»), женщина
и даже пастушеская собака, вол,
корова, конь, баран, козел и
другие животные. Здухач-животное
защищает только стада и животных.
«Согласно народным
представлением, здухачами были и
знаменитые исторические
личности. Бои между здухачами
происходят чаще всего весной,
когда дуют сильные ветры, и в
долгие осенние ночи. Здухачи
вооружены обгорелыми лучинами,
веретенами, но нередко в схватке
используют камни и древесные
стволы, вырванные с корнем. После
смерти здухачи становятся
волкулаками» (Н.И. Толстой).
ЗВЕЗДА
— душа человека; падающая звезда
уподобляется смерти. В народе
верят, что на небе столько же
звезд, сколько на земле людей.
Сверх того, на Руси утверждают,
что падающая звезда означает
след ангела, который летит за
усопшею душою, или след
праведной души, поспешающей в
райские обители; если успеешь
пожелать что-нибудь в тот миг,
пока еще не совсем сокрылась
звезда, то желание непременно
дойдет до Бога и будет им
исполнено.