ЖЕЛЯ (Жля)
— богиня смертной печали. «Желя»,
«желение» — скорбь по умершим.
Считалось, что даже одно
упоминание ее имени облегчает
душу. Чешский хронист середины XIV
века Неплах описывает
славянскую богиню Желю. В
славянском фольклоре
сохранилось много плачей и
причитаний. Однако с принятием
христианства на Руси появились
специальные поучения,
ограничивающие проявление
неумеренной печали по умершим.
Например, в «Слове св. Дионисия о
жалеющих» говорится: «Есл ли
отшедшим отселе душам тамо кая
полза от желения?» Сходное
обозначение обрядов «желенья и
карания» встречается в
перечислении различных
языческих обрядов в списке XVII
века древнерусского «Слова
некоего христолюбца...». «...И
пускай несет темная Желя
погребальный пепл в своем
пылающем роге» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
ЖИВА
(Живана, Сива) — богиня мировой
жизни (весны), плодородия и любви;
воплощает жизненную силу и
противостоит мифологическим
воплощениям смерти. Жива своим
приходом животворит воскрешает
умирающую на зиму приду, дает
земле плодородие, растит нивы и
пажити. В правой руке она держит
яблоко, в левой — виноград. В
начале мая ей приносят жертвы.
Кукушка принималась за ее
воплощение. Прилетая из вирия, из
той заоблачной страны, откуда
нисходят души новорожденных,
куда удаляются усопшие и где
пребывают девы судьбы, кукушка
ведает часы рождения, брака и
смерти. Так доныне, заслышав
весеннею порою кукушку, к ней
обращаются с вопросом: сколько
лет остается жить на белом свете.
Ответы ее признаются за
пророчество, посылаемое свыше.
Девушки чествуют кукушку:
крестят ее в лесу, кумятся между
собой и завивают венки на березе.
«...Обряд этот (крещение кукушки)...
связан с обновлением жизненных
сил природы: после зимнего
умирания — возрождение и
торжество солнечного тепла.
Другая сторона действа —
повлиять на творческие силы
природы, вызвать обильный урожай.
По представлениям древних
славян, в кукушку превращалась
богиня жизни Жива» (А. Стрижен.
«Народный календарь»).
ЖИВОТ
— божество полянских славян, имя
его означает жизнедателя или
сохранителя жизни.
ЖУРБА
— женское божество, воплощавшее
беспредельное сострадание.
ЖАР-ПТИЦА — воплощение
бога грозы, в славянских сказках
чудесная птица, которая
прилетает из другого (тридесятого)
царства. Это царство — сказочно
богатые земли, о которых мечтали
в давние времена, ибо окраска Жар-птицы
золотая, золотая клетка, клюв,
перья. Она питается золотыми
яблоками, дающими вечную
молодость, красоту и бессмертие,
и по значению своему совершенно
тождественными с живою водою.
Когда поет Жар-птица, из ее
раскрытого клюва сыплются перлы,
т.е. вместе с торжественными
звуками грома рассыпаются
блестящие искры молний. Иногда в
сказках Жар-птица выступает в
роли похитительницы. «Вот
полночною порой/ Свет разлился
над горой./ Будто полдни
наступают:/ Жары-птицы налетают...»
(П.П. Ершов. «Конек-горбунок»).
ЖИРОВИК
— одно из многочисленных
прозваний домового-доможила.
Жировиком называют его за то, что
любит жить в тепле и холе. Еще
зовут «лизень» или «лизун» за
некоторые житейские привычки:
возится по ночам с посудой,
вылизывает ее, любит лизнуть
горячие блины да оладьи. Жить
предпочитает за печкой или в
подполье, любит вертеться возле
печки. Существо незримое. «Ой,
бабушка, иди домой, лизун пришел,
муку слизал овсяную, оржаную,
пшеничную, лапшинную... А язык-от
у лизуна как терка...» (Е.Честняков.
«Бывальщина»).
ЖАБАЛАКА
— оборотень, который является в
виде жабы.
ЖИВАЯ ВОДА (амрита,
нектар, амброзия) — бессмертный
напиток.