СВАРОГ
— верховный владыка Вселенной,
родоначальник прочих светлых
богов или, как называли его
славяне — великий, старый бог,
прабог, в отношении к которому
все другие стихийные божества
представлялись его детьми,
прибогами (т.е. младшими, от него
происшедшими). От него родились
боги солнца, молнии, облаков,
ветров, огня и вод. «Между
различными божествами, во власти
которых состоят поля и леса,
печали и наслаждения, славяне не
отрицают и единого бога на
небесах, повелевающего прочими.
Он самый могущественный,
заботится только о небесном; а
прочие боги, исполняющие
возложенные на них обязанности,
происходят от его крови, и чем
кто знатнее, тем ближе к этому
богу богов» (Гельмольд). Сварог,
как олицетворение неба, то
озаренного солнечными лучами, то
покрытого тучами и блистающего
молниями, признавался отцом
солнца и огня. Во мраке туч он
возжигал пламя молний и таким
образом являлся творцом
небесного огня; земной же огонь,
по древнему преданию, был
божественный дар, низведенный на
землю в виде молнии. Далее:
разбивая громовыми стрелами
тучи, Сварог выводил из-за них
ясное солнце или, выражаясь
метафорическим языком древности,
возжигал светильник солнца,
погашенный демонами тьмы; это
картинное, поэтическое
представление прилагалось и к
утреннему солнцу, выходящему из-за
черных покровов ночи, так как
ночной мрак постоянно
отождествлялся с потемняющими
небо тучами. С восходом солнца, с
возжением его светильника,
соединялась мысль о его
возрождении, и потому Сварог
есть божество, дающее жизнь
Солнцу.
СВАРОЖИЧ
— огонь, сын неба-Сварога. «В
городе нет ничего, кроме храма,
искусно построенного из дерева...
Стены его извне украшены
чудесною резьбой,
представляющей образы богов и
богинь. Внутри же стоят
рукотворные боги, страшно-одетые
в шлемы и панцыри; на каждом
нарезано его имя. Главный из них
Сварожич; все язычники чтут его и
поклоняются ему более прочих
богов» (Свидетельство Дитмара).
Храм этот, по свидетельству
Дитмара, стоял в славянском
городе Ретре, одни из трех ворот
храма вели к морю и почитались
недоступными для входа простых
людей. Происхождение земного
огня приписывалось нашими
предками богу гроз, который
послал на землю небесное пламя в
виде низринутой молнии.
СВЕНТОВИТ
— бог неба и света у балтийских
славян. Идол Свентовита стоял в
святилище в городе Арконе.
СВЯТИБОР
— лесное божество у сербов. Имя
его составлено из двух слов: «святой»
и «бор». Подле Мерзебурга сербы
посвятили ему лес, в котором под
смертной казнию запрещено было
рубить не только целое дерево, но
даже и сучок.
СВЯТОВИТ
(Световид) — божество,
тождественное Диву и Сварогу.
Это только различные прозвания
одного и того же высочайшего
существа. По свидетельству
Саксона-грамматика в богатом
арконском храме стоял огромный
идол Святовита, выше роста
человеческого, с четырьмя
бородатыми головами на
отдельных шеях, обращенными в
четыре разные стороны; в правой
руке держал он турий рог,
наполненный вином. Четыре
стороны Святовита, вероятно,
обозначали четыре стороны света
и поставленные с ними в связи
четыре времени года (восток и юг
— царство дня, весны, лета; запад
и север — царство ночи и зимы);
борода — эмблема облаков,
застилающих небо, меч — молния;
как владыка небесных громов, он
выезжает по ночам сражаться с
демонами тьмы, разит их молниями
и проливает на землю дождь.
Вместе с тем он признается и
богом плодородия; к нему
воссылались мольбы об изобилии
плодов земных, по его рогу,
наполненному вином, гадали о
будущем урожае. «Святки» — игры
в честь бога Световида — были
широко распространены у
восточных славян: русских,
украинцев, белорусов.
СЕМАРГЛ
(Сим-Рьгл, Переплут) — бог огня,
бог огненных жертвоприношений,
посредник между людьми и
небесными богами; божество,
входившее в число семи божеств
древнерусского пантеона.
Древнейшее божество, восходящее
к берегиням, священная крылатая
собака, охранявшая семена и
посевы. Как бы олицетворение
вооруженного добра. Позже
Семаргла стали называть
Переплутом, возможно потому, что
он был связан больше с охраной
корней растений. Обладает и
демонической натурой. Имеет
способность исцелять, ибо он
принес с неба на землю побег
дерева жизни. Бог пантеона князя
Владимира; «и поставил он
кумиров на холме, позади терема:
Перуна... и Хорса, и Дажбога, и
Стрибога, и Симаргла, и Макошъ» («Повесть
временных лет»). В слове «Симарьгл»
сливаются воедино два разные
имени, как это видно из других
памятников. В Слове некоего
христолюбца сказано: «веруют... в
Сима, и в Ерьгла (вар. по списку XV
в.: в Ръгла)». Имена эти остаются
необъясненными.
СИВА
(Сьва, Сиба, Дзива) — богиня
осени и садовых плодов.
Изображалась в виде нагой
женщины, с длинными волосами,
держащей в правой руке яблоко, а
в левой — гроздь. Сива —
божество не только плодов
садовых, но и самого времени их
поспевания, осени.
СИЛЬНЫЙ
БОГ — одно из названий
верховного бога. Под этим
божеством славяне чтили дар
природы телесной крепости.
Изображали его в виде мужа,
держащего в правой руке дротик, в
левой же серебряный шар, как бы
через то давая знать, что
крепость обладает всем миром.
Под ногами его лежала львиная и
человеческие головы, поскольку и
та, и другая служат эмблемою
телесной крепости.
СИТИВРАТ
(Ситомир, Пропастник, Препадник)
— бог, поворачивающий солнечное
колесо на лето и вместе с этим
возвращающий земле силу
плодородия; народ сближает капли
дождя с семенами и утверждает,
что дождь падает с неба сквозь
решето или сито. Изображали бога
в виде старца, с палкою в руках,
которою он разгребал кости
умерших; под правою его ногою
были видны муравьи, а под левою
сидели вороны и другие хищные
птицы.
СОЛНЦЕВА
МАТЬ — это облачная
дожденосная жена, из темных недр
которой нарождается Солнце
весною, и, во-вторых, богиня Зоря,
которая каждое утро рождает
светозарного сына и расстилает
для него по небесному своду
золотисто-розовую пелену. Она
также представлялась вещею
пряхою. На Руси уцелела
старинная поговорка: «Дожидайся
Солнцевой матери божья суда!» В
русских сказках Солнце владеет 12
царствами (12 месяцев, 12 знаков
зодиака); словаки говорят, что
Солнцу, как владыке неба и земли,
прислуживают 12 солнцевых дев;
упоминаемые сербскими песнями
солнцевы сестры тождественны
этим девам.
СПОРЫШ
(Спарыш) — божество изобилия,
семян и всходов, дух жатвы; в
восточнославянской мифологии
воплощение плодородия. Его
представляли в виде белого
кудрявого человека, который
ходит по полю. «Спорыш» —
двойное зерно или двойной колос,
который рассматривался как
близнечный символ плодородия,
называемый «царь-колос». При
отправлении обрядов из двойных
колосьев плели венки, варили
общее («братское») пиво,
откусывали эти колосья зубами. В
Псковской области из сдвоенных
колосьев изготовлялась особая
кукла — спорынья. Из них
сплеталась и пожинальная «борода»,
посвящавшаяся святым, культ
которых продолжал
общеславянский культ близнецов
— покровителей сельского
хозяйства: Флору и Лавру, Козьме
и Демьяну, Зосиме и Савве. «Так и
есть, это Спорыш. Там — в
колосьях-двойчатках! Как он
вырос: как колос! А в майских
полях его незаметно — от земли
не видать, когда скачет он скоки
по целой версте. — А ты не
пугайся: он венок вьет. Колосяной
венок, золотой — жатвенный. А
кладут венок в засек, чтобы было
все споро, хватило зерна надолго»
(А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
СРЕЧА
(Встреча) —
богиня судьбы. Она
представлялась в виде красивой
девушки-пряхи, прядущей нить
судьбы. Это ночная богиня —
никто не видел, как она прядет —
отсюда обычай гадать ночью.
Обычно в ночи зимних святок
проходили гадания на будущий
урожай, на приплод, а больше
всего — на брачные союзы.
СТРИБОГ
(Стриба, Погода, Похвист, Посвист,
Посвыстач) — бог грозы,
являющийся в бурях и вихрях,
верховный царь ветров.
Изображали его дующим в рога. В
народе верят, что теплые,
весенние ветры происходят от
добрых духов, а вьюги и метели от
злых. В русских заговорах
произносится заклятие против «чорта
страшного, вихоря буйного,.. змея
летучаго, огненного». Фантазия
древнего человека, сблизившая
вой бури и свист ветров с пением
и музыкой, в то же время
уподобила быстрый и прихотливый
полет облаков и крутящихся
вихрей — бешеной пляске,
несущейся под звуки небесных
хоров. Отсюда возникли
разнообразные мифические
сказания о песнях, игре на
музыкальных инструментах и
пляске грозовых духов, предание
о воздушной арфе и верование в
чародейную силу пения и музыки.
Изобретателями музыкальных
инструментов почитались боги,
владыки гроз, вьюг и ветров. Музы,
в первоначальном своем значении
были не более как облачные
певицы и танцовщицы. Словаки
считают, что человека научили
песням небесные вихри и шумящие
дубравы.
СУД
(Усуд) — божество судьбы. В
старинных памятниках слово «суд»
прямо употребляется в значении
судьбы. Например, в «Слове о
полку Игореве» сказано: «Ни
хытру, ни горазду, ни птице
горазду суда божия не минути».
Суд в руках своих держит все
благое и гибельное, приговоров
его невозможно избегнуть ни умом,
ни хитростью.
СУНЕ
(Сурья) — Солнце, божество
солнца. Видимо, одно из имен бога
Хорса. «Мы молили Белеса, Отца
нашего, чтобы Он пустил в небо
коней Сурьи, чтобы Сурья взошла
над нами врашать вечные золотые
колеса. Ибо она и есть наше
Солнце, освещающее дома наши, и
пред ним бледен лик очагов в
наших домах» (Велесова книга).
СЫРА-ЗЕМЛЯ
МАТЬ — богиня земли,
плодородящая мать, супруга Неба.
Летнее Небо обнимает Землю,
рассыпает на нее сокровища своих
лучей и вод, и Земля становится
чреватою и несет плод. Не
согретая весенним теплом,
ненапоенная дождями, она не в
силах ничего произвести. В
зимнюю пору она каменеет от
стужи и делается неплодной.
Образ часто использовался в
народном творчестве. «Несутся в
солнечных лучах сладкие речи
бога любви, вечно юного бога
Ярилы. «Ох ты гой еси. Мать Сыра
Земля! Полюби меня, бога светлого,
за любовь твою я украшу тебя
синими морями, желтыми песками,
зеленой муравой, цветами алыми,
лазоревыми; народишь от меня
милых детушек число несметное...»
(П.И. Мельников-Печерский. «В
лесах»).
СУДЕНИЦЫ
— девы жизни и судьбы, которые
определяют судьбу человека при
его рождении. Хорутане
рассказывают, что едва народится
младенец, являются в избу три
сестры, садятся за стол и в
кратких изречениях определяют
судьбу новорожденного.
Произнеся свои предсказания, они
тихо удаляются. Если на ту пору
светит сквозь окно месяц, то
озаренные его лучами бывают
видны их легкие, воздушные
образы и радужные покровы. То,
что присуждено ими, нельзя не
изменить, не устранить никакими
силами. «Посмотри, вон... Русь, ее
повзыскала Судина, добралась до
голов:там, отчаявшись, на разбой
идут, там много граблено, там
хочешь жить, как тебе любо, а сам
лезешь в петлю» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
СУДИЦЫ
— облачные девы, которые
заведовали судом, мечем-карателем
неправды и святочудною водою,
обличающей людскую кривду.
СУДИЧКИ
— вещие девы, три белые жены. В
полночный час являются они под
окно избы или в самую комнату,
где лежит новорожденное дитя, и
совещаются о его будущей судьбе;
при их приближении все, что
обитает в доме, погружается в
глубокий сон. Они держат в руках
зажженные свечи и тушат их не
прежде, как произнеся свой
непреложный приговор. В
некоторых деревнях думают, что
судички садятся ночью на кровле
дома, возле дымовой трубы, и
предсказывают судьбу младенца
по звездам.
СИРИН
— райская птица-дева. Образ
восходит к древнегреческим
сиренам. В греческой мифологии
это — полуптицы-полуженщины,
унаследовавшие от отца дикую
стихийность, а от матери-музы —
божественный голос. В русских
духовных стихах Сирии, спускаясь
из рая на землю, зачаровывает
людей своим пением. Существует
представление, что только
счастливый человек может
услышать пение этой птицы. В
русском искусстве сирин и
алконост — традиционный
изобразительный сюжет. «Птица
глаголемая сиринес
человекообразна, суща близ
святого рая... ея же нарицають
райскую птицу сладости ради
песен ея» (Древнерусские
азбуковники. XVII век). «Птица
Сирин мне радостно скалится, /Веселит,
зазывает из гнезд, /А напротив —
тоскует-печалится/ Травит душу
чудной Алконост» (В.С. Высоцкий. «Купола»).
СКИПЕР-ЗВЕРЬ
— Царь надземного пекла. Главный
противник Перуна.
СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
— в былинном эпосе чудовищный
противник героя, поражающий
врагов страшным посвистом.
Родствен Змею — рогатому Соколу
(Соловью) в белорусском эпосе.
Сидя в своем гнезде (на
двенадцати дубах и т.п.), Соловей-разбойник
преграждает дорогу (в Киев),
герой (Илья Муромец в русских
былинах) поражает его в правый
глаз, поединок завершается
разрубанием Соловья-разбойника
на части и сожжением его, что
напоминает миф о поединке
громовержца Перуна с его
змеевидным противником.
СТРЕФИЛ
(Страфиль-птица, Стратим-птица)
— в русских духовных стихах о
Голубиной книге — «всем птицам
мать»: «Стратим-птица всем
птицам мати. /Живет Стратим-птица
на океане-море /И дети производит
на океане-море, / По божьему все
повелению. /Стратим-птица
вострепенется — /Океан-море
восколыхнется; / Топит она
корабли гостинные /С товарами
драгоценными». От ударов могучих
крыльев ее рождаются ветры и
подымается буря. «И куда-то
улетела Страфиль-птица. Страфиль-птица
— мать птицам — свет забыла. А
когда-то любила свой свет: когда
нашла грозная сила, и мир
содрогнулся, Страфиль-птица
победила силу, схоронила свет
свой под правое крыла» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
САРАЙНИК
— дворовый дух, местом
жительства которого является
сарай. Точно также, как и другие
дворовые духи: Овинник, Клетник,
Огуменник, Хлевник, Сарайник то
мироволит, то, без всяких видимых
поводов, начинает проказить,
дурачить, причиняя постоянные
беспокойства, явные убытки в
хозяйстве. В таких случаях
применяют решительные меры и,
вместо ласки и угождении,
вступают с ним в открытую борьбу.
САТАНАИЛ
(сатана) — в славянских
сказаниях злой дух. Имя Сатанаил
восходит к христианскому сатане,
однако функция Сатанаила
связана с архаическими
дуалистическими мифологиями. В
дуалистической космогонии
Сатанаил — противник бога-демиурга.
В средневековом южнославянском
и русском «Сказании о
Тивериадском море» Тивериадское
озеро представлено как
первичный безбрежный океан. Бог
опускается по воздуху на море и
видит Сатанаила, плавающего в
облике гоголя. Сатанаил называет
себя богом, но признает,
истинного Бога «Господом над
всеми господами». Бог велит
Сатанаилу нырнуть на дно,
вынести песку и кремень. Песок
Бог рассыпал по морю, создав
землю, кремень же разломил,
правую часть оставил у себя,
левую отдав Сатанаилу. Ударяя
посохом о кремень, Бог создал
ангелов и архангелов, Сатанаил
же создал свое бесовское
воинство. «...Волхвы поведали о
том, как бог мылся в бане, вспотел
и отерся ветошкой, которую
сбросил с небес на землю. Сатана
стал спорить с Богом, кому из нее
сотворить человека (сам он
сотворил тело, Бог вложил душу). С
тех пор тело остается в земле,
душа после смерти отправляется к
Богу» («Повесть временных лет»).
СМЕРТЬ
— мифическое существо; русские
памятники (старинные рукописи,
стенная живопись и лубочные
картины) изображают Смерть или
страшилищем, соединяющим в себе
подобия человеческое и звериное,
или сухим, костлявым
человеческим скелетом с
оскаленными зубами и
провалившимся носом, потому
народ и называет ее курносою.
Смерть признавалась нечистою,
злою силою, оттого и в языке, и в
поверьях она сближается с
понятием мрака (ночи) и холода (зимы).
«...Вдруг повстречалась с ним
старуха, такая худая да страшная,
несет полную котомочку ножей, да
пил, да разных топориков, а косой
подпирается... Смерть (это была
она) и говорит: «Я послана
господом взять у тебя душу!» (сб.
Е.В. Барсова. «Солдат и Смерть»).
СПЕХИ
И СПОРЫНЬИ — духи,
споспешествуюшие человеческим
делам.
СПРЫЙЯ
(Прытка) — дух прыткости,
сноровки, который рождается
вместе с человеком и умирает
вместе с ним, или же переходит к
другому. Каков дух у того или
иного человека — так он и в жизни
успевает. Этот дух помогает,
выручает. Если же спрыйя
переходит к другому человеку —
это видно, говорят «к нему пришла
вторая молодость».
СТРАХ
(Рах) — мифологический
персонаж, упоминаемый в русских
заговорах, воплощение огненного
ветра — суховея. Ветры издревле
олицетворялись как существа
самобытные. На лубочных картинах
ветр и «дух бурен » изображаются
в виде окрыленных человеческих
голов, дующих из облаков. По
народному поверью, зимние вьюги
бывают от того, что нечистые духи;
бегая по полям, дуют в кулак.
СТРАШИЛО
(Страшник) — домовые духи,
производящие по ночам возню и
стук, они показываются то
легкими, воздушными
привидениями, то принимают вид
различных животных.
СУСЕДКО
— По всему лесному северу России
за свое охотливое совместное
жительство с ПравоСлавным
русским людом домовой зовется
Суседком и Батаном. « — А
соседушкой — ... кикиморин муж —
такой старой... Оброс весь...
маленький, ровно кужель отрепей...
и в избе они живут, на дворе у
скотины... везде ходят... К лошадям...
Ежели которых лошадей любит —
сена подкладывает... да
расчесывает, гладит... И
сосвдушко видела ночью... никого
не было в избе... Тихо так. И слышу,
на голбце коло печи ровно
шаргошит что-то. А сама на
полатях лежала... Как повернула
голову-ту... а с брусу ровно кошак
серый на пол-то легко скок...» (Е.Честняков.
«Бывальщина»).
СВЯТОГОР-БОГАТЫРЬ —
отождествляется с исполином-громовником,
обитающим в святых горах, т.е.
тучах. Сила его — необычайная.
Самому громовнику не всегда
совладать с этим богатырем
титанической породы.
СКОРОХОД
— великан, который на одной ноге
идет, а другая к уху подвязана;
если же захочет воспользоваться
обеими ногами, то за один шаг
весь свет перешагнет.
СТРЕЛОК
— великан, который на тысячу
верст так метко попадает в цель,
что ему ни по чем попасть в глаз
мухи.
САВА
(Савва) — персонаж
южнославянской мифологии (образ
восходит к реальному
историческому лицу, жившему в ХII-ХIII
веках). Ему приписывается
оживление мертвых, исцеление
слепых, несгораемость
собственного тела, способность
превращать борзых в волков,
людей в животных, иссечение
железом воды из камня. Сава
создает кошку для борьбы с
мышами. Сава отнимает солнце у
дьявола, предводительствует
тучами, несущими град. Связь Савы
со скотом и тучами объясняет, в
частности, представление о тучах
как о скоте Савы. Роль Савы как
покровителя животных связывает
его с общеславянским богом скота
Велесом.
САДКО
— русский былинный герой,
сохраняющий мифологические
черты. Его образ восходит к
новгородскому купцу Сотко
Сытиничу. Согласно новгородским
былинам, гусляр Садко, игра
которого полюбилась Морскому
царю, бьется об заклад с
новгородскими купцами о том, что
выловит рыбу «золотые перья» в
Ильмень-озере, с помощью
Морского царя выигрывает заклад
и становится «богатым гостем».
Садко снаряжает торговые
корабли, но те останавливаются в
море: гусляр должен спуститься,
по жребию, на морское дно.
Оказавшись в палатах Морского
царя. Садко играет для него, тот
пускается в пляс, отчего
волнуется море, гибнут
мореплаватели. Садко прекращает
игру, обрывая струны гуслей.
Морской царь предлагает Садко
жениться на морской девице, и
гусляр выбирает, по совету
Миколы, Чернаву. Садко засыпает
после свадебного пира и
просыпается на берегу реки
Чернава. Одновременно
возвращаются его корабли, и
Садко в благодарность возводит
церкви в Новгороде. (??? – а
церкви-то тут причем? Видимо,
христиане, не в силах уничтожить
былину, подправили ее, приписав
кусок про свои церкви - Светозар)
САПОГИ-СКОРОХОДЫ
(самоходы) — сказочные сапоги,
которые могут переносить своего
владельца и через огонь, и через
воду, и скорость которых так
велика, что с каждым шагом он
делает по семь миль. Это —
поэтическая метафора бурно
несущегося облака.
САРАЧИНСКОЕ
ПОЛЕ — поле, отделяющее
Русь от стран Востока, за
которыми расположен Океан, а за
Океаном — сад Ирия, который
посажен на Земле. В отличие от
земного — небесный Ирий в
Рипейских горах и мир Яви
разделяет небесная Ра-река.
СВЕТИ-ЦВЕТ
(огненный цвет папоротника, жар-цвет)
— этот фантастический цветок —
метафора молнии, что очевидно из
придаваемых ему названий и
соединяемых с ним поверий. У
хорватов он прямо называется
Перуновым цветом, у хорутан —
солнечник, ибо, по их рассказам,
он расцветает тогда, когда
весеннее солнце победит черного
волка (демона зимы). На Руси его
называют свети-цвет, народная
сказка упоминает о жар-цвете. О
папоротнике рассказывают, что
цветовая почка его разрывается с
треском и распускается золотым
цветком или красным, кровавым
пламенем; показывается этот
цветок в то же время, в которое и
клады, выходя из земли, горят
синими огоньками. На смельчака,
который решится овладеть этим
цветком, нечистая сила наводит
непробудный сон или силится
оковать его страхом. Но овладев
им, «все узнаешь, что где есть или
лежит, или делается, и как, куда и
в коем месте; просто сказать —
все будешь знать». «А сия трава
самая наисильнейшая над кладами
— царь над цветами».
СВЯТОВИТОВ
КОНЬ — по известиям
Гельмольда и Саксона-грамматика,
при арконском храме содержался в
большой холе и почете белый конь,
посвященный Святовиту, а возле
истукана этого бога висели седло
и удила. Ездить на Святовитовом
коне было строго воспрещено,
вырвать хоть один волосок из его
хвоста или гривы признавалось за
великое нечестие, только жрец
мог выводить и кормить его. Народ
верил, что Святовит садился
ночью на своего коня, выезжал
против врагов славянского
племени и поражал их полчища.
СИВКА-БУРКА — персонаж
русских сказок, относится к
полуконям. В метафорическом
смысле это именно полуконь-получеловек:
понимает дела люден (богов и
бесов), говорит человеческим
языком, различает добро и зло,
активен в утверждении добра. «Сивко
бежит, только земля дрожит, из
очей пламя пышет, а из ноздрей
дым столбом. Иван-дурак в одно
ушко залез — напился, наелся, в
друго вылез — оделся, молодей,
такой стал, что и братьям не
узнать!» (А.Н. Афанасьев. «Народные
русские сказки»).
СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА
(или самовертка) —
мгновенно расстилается, по
желанию своего владетеля, и
наделяет его вкусными яствами и
питьями; это метафора весеннего
облака, приносящего с собой
небесный мед или вино, т.е. дождь,
и дарующего земле плодородие, а
людям хлеб насущный. Она
соответствует громовому жернову,
который мелет людские счастье и
богатство, и рогу изобилия, из
которого древние богини
рассыпали на смертных свои
благодеяния. «Видит дурак, что
время гостей потчевать, вынул
скатерть и сказал: «Развернись!»
Вдруг развернулась скатерть, и
на ней всяких закусок и напитков
наставлено великое множество.
Гости начали пить, гулять и
веселиться. Как все
удовольствовались, дурак сказал:
«Свернись!» И скатерть
свернулась» (А.Н. Афанасьев. «Народные
русские сказки»).
СКОМОРОХИ
И ГУСЛЯРЫ — в весьма
раннее время образовался
особенный класс музыкантов,
певцов, поэтов, словом людей
вещих, которые хранили в своей
памяти эпические сказания
старины, пели их под звуки гуслей
и других инструментов и играли
главную роль в народных
празднествах. Название «скоморохи»
остается пока необъясненным
филологами. По свидетельству
памятников, скоморохи являлись
на игрища с музыкою, наряжались в
маскарадные платья, пели,
плясали, кривлялись и творили
разные «глумы». Важное значение
гусляров и скоморохов у славян-язычников
доказывается и участием их в
религиозных обрядах (на
праздниках, свадьбах, поминках),
и сильными нападками на них
христианского духовенства — оно
справедливо видело в них не одну
простую забаву, но языческий
обряд: «Дьявол соблазняет народ
всяческими льстъми, превабляя ны
от Бога трубами и скоморохы,
гусльми и русальи. Видимъ бо
игрища утолчена и лдий множьство,
яко упихати начнуть друг друга,
позоры деюще от беса замышленаго
дела, а церкви стоять (пусты)».
СМОРОДИНА
— огненная река между светлым и
темным царством. Видимо,
соответствует Дону либо Кубани.
СНЕГУРОЧКА
(Снегурка, Снежевиночка) —
названа так потому, что родилась
из снега. В этом персонаже
слышится отголосок предания о
происхождении облачных духов из
тающих весною льдов и снега. Не
было, говорит сказка, у старика и
старухи детей; вышел старик на
улицу, сжал комочек снега,
положил его на печку — и явилась
прекрасная девочка. Пошла она на
Иванов день с молодежью через
костер прыгать, но только
поднялась над пламенем, как в ту
же минуту потянулась вверх
легким паром и унеслась в
поднебесье.