НЕДОЛЯ
(Нужа, Нужда)— богиня,
помощница Макоши, ткет
несчастливую судьбу. Доля и
Недоля — не просто
олицетворения отвлеченных
понятий, не имеющие объективного
бытия, а напротив — живые лица,
тождественные девам судьбы. Они
действуют по собственным
расчетам, независимо от воли и
намерений человека: счастливый
вовсе не работает и живет в
довольстве, потому что за него
трудится Доля. Наоборот,
деятельность Недоли постоянно
направлена во вред человеку.
Пока она бодрствует — беда
следует за бедою, и только тогда
становится легче несчастному,
когда засыпает его Недоля: «Коли
спит Лихо, не буди ж его». «И сама
Обида-Недоля, не смыкая глаз,
усталая, день исходив от дома к
дому, грохнулась на землю и под
терновым кустом спит» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
НЕМИЗА
— бог воздуха, повелитель
ветров. Ветры издревле
олицетворялись как существа
самобытные. Немиза изображался с
головой, увенчанной лучами и
крыльями. Немиза призван
наводить порядок и усмирять
буйные ветры.
НЕУМОЙКА
— в зимнее время светлое
божество Белун утрачивает свой
блеск, дряхлеет, рядится в
грязные нищенские одежды и
является неопрятным Неумойкою —
старым беловласым и сопливым
дедом. Семь зимних месяцев он не
чешется, не стрижется, не моется
и не сморкается, т.е. покрывается
облаками и туманами. Сопли —
метафора сгущенных туманов, и
надобно утереть их, чтобы
золотые лучи солнца могли
просиять из-за облачных покровов
(превращение замарашки Неумойки
в ясного Белуна).
НИЙ (Ния, Вий) — божество
преисподней, один из главных
служителей Чернобога. Он был
также судьей над мертвыми. Вий
связан также с сезонной смертью
природы во время зимы. Этот бог
считался также насылателем
ночных кошмаров, видений и
привидений. Огромный горбатый
старик с длинными волосатыми
руками-лапами. Вечно злой, потому
что работать приходится без
отдыха днем и ночью — принимать
души умерших. Кто попал в лапы к
безобразному Нию — назад
возврата нет. По-видимому, в
более поздние времена это
предводитель нечистой силы Вий.
Из устных преданий видно, что
истукан Чернобога был выкован из
железа. Престол его составлял
краеугольный камень из черного
гранита. В знак своего
владычества он имел на голове
зубчатый венец, в руке свинцовый
скипетр и огневидный бич. «... зрю
огненного Ния; /В нем ада судию
быть чаяла Россия. /Он пламенный
держал в руках на грешных бич» (М.
Херасков. «Владимириада»). «...Мгновенно
дверь хижины растворяется, — и,
при беспрерывном блеске молнии,
я зрю юного витязя, в броне
серебряной, опоясанного мечом
грозным. Ни сам свирепый Ний не
потряс бы толико робкого сердца
моего своим появлением» (В.Т.
Нарежный. «Славянские вечера»).
НОГ
(ногуй, иног, натай, ногай) —
древнерусское название грифона (в
старинных рукописях словом «ног»
переводится «гриф»). В
средневековой книжности с
образом нога связан мотив полета
героев по воздуху (Александр
Македонский, пророк Аввакум).
Подобно Соловью-разбойнику ног
вьет гнездо на двенадцати дубах.
Птица Ногай тождественна
Стратим или Страфиль-птице.
Греки представляли грифа с
головой и крыльями орлиными и с
туловищем льва. «...Вот Иван-царевич
настрелял на взморье гусей,
лебедей, в два чана поклал,
поставил один чан Нагай-птице на
правое плечо, а другой чан — на
левое, сам сел ей на хребет. Стал
птицу Нагай кормить, она
поднялась и летит в вышину» (А.Н.
Толстой. «Сказка о молодильных
яблоках и живой воде»).
НАВЬ
(навье, навы) — в славянской
мифологии воплощение смерти. В
старинных русских памятниках
навье — мертвец. Родственное имя
самостоятельного божества есть
в списке польских богов. У других
славянских народов это — целый
класс мифологических существ,
связанных со смертью. В Галиции
существует предание о
счастливом народе «рахмане»,
живущим за черными морями. В
южной Руси этот народ называют
навы, празднуемый ими Велик день
— навьский или русальный.
Болгарские нави — злые духи,
двенадцать колдуний, которые
сосут кровь у родильниц. У болгар
также мальчики мертворожденные
или умершие без крещения
становятся духами-навяками. «В
Навий день, на Радуницу,
справляли здесь «оклички»
покойников» (П.И. Мельников-Печерский.
«В лесах»).
НЕЖИТЬ
— существа без плоти и души, все
что не живет человеком, но имеет
человеческий облик. Слово это
образовалось от глагола «жить» с
отрицательной частицею «не» и по
значению своему прямо
соответствует Моране (смерти) и
повальным болезням, известным у
славян под общим названием мора.
Нежить многолика. Характерна
русская пословица: «У нежити
своего облика нет, она ходит в
личинах». Многие имена
собственные у персонажей,
относящихся к нежити, связаны с
местом их обитания: леший,
полевик, омутник и т.д. К внешним
характеристическим признакам
относятся аномальные (для
человека) проявления: сиплый
голос, вой, скорость перемещения,
смена обличия. Отношение нежити
к людям неоднозначно: есть
злокозненные демоны, есть и
доброхоты. «Вот обогнул Нежит
старую ель и бредет — колыбаются
синие космы. Подвигается тихо,
толчет грязи по мху и болоту,
хлебнул болотной водицы, поле
идет, другое идет, неприкаянный
Нежит, без души, без обличья. То
он переступит медведем, то
утишится тише тихой скотины, то
перекинется в куст, то огнем
прожигает, то как старик
сухоногий — берегись, исказнит!
— то разудалым мальцом и уж
опять, как доска, вон он — пугало
пугалом» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
НИКОЛА
(Микола) — название духа,
позднее восшедшее к святому
Николаю, который в народе
считается покровителем всех
тружеников. У южных славян
Никола — лесной дух. «И сойдет
Никола милостив и снесет железа
и поставит от земли до небес и
запрет тремя ключами
позолоченными, и те ключи бросит
в окиян-море; (в окиян-море) лежит
камень-алатырь: тебе бы каменю не
отлежаться, а вам ключам не
выплывать по мое слово» (заклинание).
НОЧКИ
(нички) — женские мифические
существа, которые в ночное время,
особенно по пятницам, стучат и
шалят в избах; бабы боятся, чтобы
они не выпряли весь лен, и прячут
от них свои кудели. Тождественны
марухам.
НОЧНИЦЫ
(криксы) — ночные демоны.
Нападают в основном на
новорожденных детей, до крещения.
Это неопределенного вида
существа. Иногда представляются
в виде женщин с длинными
волосами в черной одежде.
Ночницами становятся после
смерти женщины-ведьмы, не
имевшие детей. «Из страха перед
ночницами матери остерегаются
после захода солнца оставлять на
дворе пеленки, выходить из дома и
выносить ребенка; не оставляют
открытой и не качают пустую
колыбель, применяют различные
обереги колыбели (растения,
иголку и т.п.); не купают детей и
не стирают пеленок и белья в «ночной»
(простоявшей ночь) воде» (С.М.
Толстая).
НАУЗНИК
(узольник, обавник) — знахарь,
задающийся навязыванием
амулетов-узелков при лечении: «кои
завязують зверове и мечки, и
гледать на воду, и завезують деца
малечки».
НЕЗНАЙКО
— богатырь русской сказки
Незнайко точит кровь из задней
ноги своего чудесного коня,
окропляет ею опустошенный сад, и
где только падали кровяные капли
— там вырастают роскошные цветы
и деревья: эпизод, по своему
значению совершенно
тождественный с преданием, будто
богатырские кони ударом своих
копыт выбивают источники живой
воды. В другом эпизоде Незнайко,
преследуемый злою мачехою,
должен удалиться из-под родной
кровли и скрыть на время свои
золотые кудри, молодость и
красоту под бычачьими пузырем и
шкурою (т.е. солнце
заволакивается зимою туманами и
облаками), но когда срок
испытания окончится, юноша во
всем блеске своей красоты
вступает в благословенный союз с
прекрасною царевною-Землею.
НОКОТЬ
— длиннобородый карлик,
существо демоническое; злоба,
хищность и жадность — его
отличительные черты. Поселяется
в болотах — там же, где обитают
нечистые. До сих пор существует
выражение: «Нокоть те дери!».
НЕВЕГЛАСИ
— недовольно просвещенные
христианским учением люди.
НЕСМЕЯНА-ЦАРЕВНА
— персонаж сказки. Небо,
затемненное тучами, называется «хмурым»
(«смотреть хмуро» — смотреть
невесело, сердито), согласно с
этим тускло светящее, зимнее
солнце представляется в сказках
Несмеяною-царевною. При восходе
своем солнце озаряет небосклон
розовым светом и, отражаясь в
каплях утренней росы, как бы
претворяет розовые краски в
блестящие бриллианты и жемчуг,
что на языке метафорическом
перешло в сказание о красавице,
которая улыбаясь — рассыпает
розы, а проливая слезы — роняет
самоцветные камни. «В царских
палатах, в княжьих чертогах, в
высоком терему красовалась
Несмеяна-царевна. Какое ей было
житье, какое приволье, какое
роскошье! Всего много, все есть,
чего душа хочет; а никогда они не
улыбалась, никогда не смеялась,
словно сердце ее ничему не
радовалось» (А.Н. Афанасьев. «Народные
русские сказки»).
НЕТОПЫРЬ
— летучая мышь, которая
обыкновенно /прячется днем и
показывается уже после заката
солнца.