УСЛАД
(Ослад) — бог пиршества (от
глагола «усладить»); сопутник
Лады, богини приятностей и любви;
покровитель искусств. «Услад,
прельщающий воззрением одним...»
(М. Херасков. «Владимириада»). Он
был почитаем покровителем
всяких удовольствий и
увеселений, бог роскоши, пиров,
забав и особенно столовых,
яственных услаждений. Кумир его,
по воле Владимира I, был
воздвигнут, а потом уничтожен в
Киеве. «....Сколько ни было в то
время университетов, то ни
одного из оных студента не
отвела Лада в царство
Чернобогово, а провожал туда
беспрестанно Услад. ...лучше,
оставя Услада, жертвовать
разумно и осторожно Ладе,
которая нередко составляет
счастье молодых ученых, а Услад
— никогда, повергая притом их в
презрение и в вечную бедность» (М.Д.
Чулков. «Пересмешник, или
славенские сказки»).
УРИСНИЦЫ
(орисницы, наржчницы) — вещие
девы. В первую ночь после родов
приходят урисницы в дом
разрешившейся от бремени матери
и предвещают ее младенцу:
сколько лет он проживет, какова
будет его жизнь, с кем вступит он
в брак, какими болезнями будет
страдать и какою смертью умрет.
Есть три урисницы добрые и три
злые, те и другие никогда не
бывают согласны и ведут между
собою вечную борьбу. Из трех
добрых урисниц первая дает
младенцу ум и знание грамоты,
вторая наделяет его здоровьем,
красотою и даром слова, а
последняя руководит его в
продолжении всей жизни, учит
ремеслам и доставляет случаи
разбогатеть. Показываясь
взрослому человеку, они
предостерегают его от
угрожающего несчастья. Всех
урисниц много, они всегда юны и
прекрасны и живут на небе; они
нисходят за душой умирающего
человека в туманах и вихрях.
Большею частью урисницы
являются в дом невидимо, но иным
удавалось и видеть, и слышать их.
УТОЧКА
— птица, породившая мир. Иногда
она раздваивается и предстает в
виде белого гоголя (который и
есть бог) и черного гоголя —
сатаны.
УПЫРЬ
(вурдалак) — мертвец, бывший
при жизни своей колдуном,
вовкулаком и вообще отверженным
церковью, каковы: самоубийцы,
опойцы, еретики, богоотступники
и проклятые родителями. По
мнению малороссов, упыри
нарождаются от блудной связи
вовкулака или черта с ведьмою. В
глухую полночь выходя из могил,
где лежат они нетленными трупами,
упыри принимают различные
образы, летают по воздуху, рыщут
на конях по окрестностям,
подымают шум и гам и пугают
путников, или проникают в избы и
высасывают кровь из сонных людей,
которые вслед затем непременно
умирают; особенно любят они
сосать кровь младенцев.
Предрассветный крик петуха
заставляет упыря мгновенно
исчезать или повергает его
окровавленного наземь — в
совершенном бесчувствии.
Являясь ночью к бабе, упырь
начинает допытываться, как
приготовляются сорочки, с тем,
чтобы по отобрании ответа
высосать из нее кровь. Умная баба
должна как можно долее продлить
свой рассказ, и потому сперва
описывает: как сеют лен, как его
собирают и вымачивают, потом
говорит о пряже, тканье, белении
полотен и наконец — о шитье
сорочки. Пока она успеет
окончить все эти подробности,
запоют петухи и упырь пропадет.
Они появляются либо в своем
обличье, либо с синими лицами,
закутанными в черный плащ. Упырь
может превратиться в летучую
мышь, перо, соломинку. Ребенка-упыря
можно узнать по двойным рядам
зубов. Чтобы прекратить
деятельность упыря , надо
вбить осиновый кол в то место
могилы, где находится грудь
покойника. Упыри — враги
берегинь. Лекарством от укушения
упыря служит земля, взятая из его
могилы. «Упырь, — дело другое; он
всегда зол' он родится от черта и
ведьмы, — или от ведьмы и
вовкулака. Живет он злым
человеком. Упыри не гниют в
гробах, они по ночам выходят и, из
спящих высасывая кровь,
засасывают их до смерти» (Н.А.
Маркович. «Обычаи, поверья, кухня
и напитки малороссиян»). «Ваня
стал, — шагнуть не может./ Боже!
думает бедняк,/ Это, верно, кости
гложет/ Красногубый вурдалак» (А.С.
Пушкин. «Вурдалак»).
УСЫНЯ
(Усыныч, Усынка, Крутиус) —
великан, охраняющий проход в
пепельное царство; персонаж
русских сказок, сопоставим с
образом дракона или змея,
запруживающего воды своими «плечами».
Слово «усы» предположительно
является переносом названия
плеча. Усыня «спер реку ртом,
рыбу ловит усом, на языке варит
да кушает, одним усом реку
запрудил, а по усу, словно по
мосту, пешие идут, конные скачут,
обозы едут. сам с ноготь, борода с
локоть, усы по земле тащатся,
крылья на версту лежат».