ИПАБОГ — покровитель
охоты. Но помогает он только
охотникам неалчным, убивающим
животных для пропитания, а не
корысти ради. Иных же охотников
наказывает — капканы и ловушки
ломает, по лесу водит, добычу
прячет. Животных Ипабог любит,
заботится о раненых, лечит их.
Представлялся Ипабог в плаще, на
котором были изображены сцены
охоты.
ИГОША
— родственен кикиморе;
мертворожденный ребенок,
недоносок, выкидыш, уродец без
рук и без ног, который поселяется
в избе и тревожит домохозяев
своими проказами.
ИЧЕТИК
— злой дух из рода водяных. Также,
как и водяной, ичетик живет в
реках и других водоемах. По своим
функциям он является помощником
водяного (у водяного много
помощников и кроме него —
например, русалки и шишиги). Всю
мелкую работу выполняет ичетик
— берега подмывает, мостики
разрушает, посевы заливает.
Обликом похож на водяного,
только ростиком не вышел. Как и
вся нежить любит играть в карты,
пить бражку. Спит с Никиты
осеннего до Никиты вешнего.
ИЛЬЯ
МУРОМЕЦ (Илья Муровец,
Илья Мурович, Илья Муравлении,
Илья Моровленин, Ильюша, Ильюшка,
Ильюшенка, Илюха, Илейко, Илья
Иванович, Илья свет Иванович)
— мифологизированный образ
главного героя-богатыря
русского былинного эпоса. Многие
сюжеты, связанные с ним,
складываются в былинный цикл. Он
возглавляет всех богатырей и
выступает как главный в троице
наиболее знаменитых героев —
Ильи Муромца, Добрыни Никитича,
Алеши Поповича. Именно он
совершил наибольшее количество
подвигов, что и дает ему право
представительствовать за все
русское богатырство и выступать
от его имени перед Владимиром
Красное Солнышко. В нем
подчеркивается сила, мужество,
верность, надежность, трезвость,
мудрость, опытность,
справедливость,
конструктивность многих его
действий и даже известное
миролюбие. Основной эпитет Ильи
Муромца в былинах «старый», «старой»
(изображение седобородым
стариком, едущим по полю на белом
коне) подчеркивает сочетание
уверенной силы, нравственного
опыта, житейской мудрости. Этот
богатырь в русском предании
заступает место бога-громовника
Тора: великан, над которым он
пробует силу своих ударов, как
будто сросся с горою: ему нет
места на земле — так он громаден
и тяжел. Илья Муромец победил
Святогора. Вместе с тем
крестьянское происхождение его,
расчистка им земли под поле,
особая связь с Матерью Сырой
Землей, освобождение богатств из-под
власти «атонического»
противника сближает этот образ
со святым Ильёй как покровителем
плодородия.
ИВАН
БЫКОВИЧ (Иван-коровьин
или кобылий сын, Милош Кобылич,
Буря-богатырь) —
мифологизированный образ героя
русских народных сказок,
победившего многоголовых змеев.
Победивши их, он должен бороться
с их сестрами или женами, которые
превращаются одна в золотую
кроватку, другая в дерево с
золотыми и серебряными яблоками,
а третья в криницу. Должен
состязаться богатырь и с их
матерью, ужасною змеихою,
которая раззевает пасть свою от
земли до неба. Быстрота полета
бурной дожденосной тучи
олицетворялась в образе
быстрого коня; проливаемые ею
потоки — к сближению ее с дойной
коровой, — поэтому Иван-коровьин
сын есть собственно сын тучи, т.е.
молния или божество грома Перун.
ИВАН ДУРАК (Иванушка Дурачок)
— мифологизированный
персонаж русских волшебных
сказок. Воплощает особую
сказочную стратегию, исходящую
не из стандартных постулатов
практического разума, но
опирающегося на поиск
собственных решений, часто
противоречащих здравому смыслу,
но в конечном счете приносящих
успех: «Наш Иван тут стал не Иван-дурак,
а Иван — царский зять; оправился,
очистился, молодец молодцом стал,
не стали люди узнавать!» (А.Н.
Афанасьев. Народные русские
сказки). Социальный статус его
обычно низкий: он — крестьянский
сын или просто сын старика и
старухи, или старухи-вдовы.
Нередко подчеркивается бедность,
которая вынуждает его идти «в
люди», наниматься на службу. Но в
большей части сказок ущербность
его не в бедности, а в лишенности
разума, наконец, в том, что он
последний, третий, самый младший
брат, чаще всего устраненный от
каких-либо «полезных» дел.
Алогичность Ивана Дурака, его
отказ от «ума», причастность его
к особой «заумной» (соответственно
— поэтической) речи напоминает
ведущие характеристики юродивых,
явления, получившего особое
развитие в русской духовной
традиции.
ИВАН
ЦАРЕВИЧ (Иван Королевич) —
мифологизированный образ
главного героя русских народных
сказок. Его деяния — образец
достижения наивысшего успеха.
Универсальность образа в том,
что он — «Иван», т.е. любой
человек, не имеющий каких-либо
сверхъестественных исходных
преимуществ; одновременно «Иван»
и «первочеловек», основатель
культурной традиции. В целом
Иван Царевич может быть
соотнесен с образом
мифологического героя,
прошедшего через смерть,
обретшего новую жизнь, с сюжетом
глубинной связи умирания и
возрождения.