ВОЛОС (Велес,
Месяц) — один из древнейших
восточнославянских богов, бог-облачитель,
который покрывает небо
дождевыми тучами, или, выражаясь
метафорически, заволакивает его
облачным руном, выгоняет на
небесные пастбища облачные
стада. Первоначально один из
эпитетов тучегонителя Перуна (громоносного
Тура); впоследствии же, при
забвении его коренного значения,
оно обособилось и принято за
собственное имя отдельного
божества. В качестве «скотьяго
бога» (Лаврентьевская летопись)
Волос заведовал небесными,
мифическими стадами, был их
владыкою и пастырем, но потом, с
утратою народом сознательного
отношения к своим старинным
представлениям, ему приписано
было покровительство и
охранение обыкновенных, земных
стад. Ради той зависимости, в
какой находятся земные урожаи от
небесного молока, проливаемого
стадами дожденосных туч. Волосу,
наряду с характером пастушеским,
придано значение бога,
помогающего трудам земледельца.
Существовал обычай оставлять на
сжатом поле «жменю колосьев
Волосу на бородку». Травы, цветы,
кусты, деревья называли «волосами
земли». С древнейших времен скот
считался основным богатством
племени, семьи. Поэтому скотий
бог Велес был еще и бог богатства.
Корень «воло» и «вло» стал
составной частью слова «володеть»
(владеть). С культом Велеса
связано и понятие «волхвы», так
как корень этого слова также
происходит от «волохатый», «волосатый».
Волхвы при исполнении
ритуальных танцев, заклинаний,
обрядов в древности одевались в
шкуру (длаку) медведя или другого
животного. «В договоре Олега с
греками упоминается еще о Волосе,
которого именем и Перуновым
клялися россияне в верности,
имев к нему особенное уважение,
ибо он считался покровителем
скота, главного их богатства» (Н.М.
Карамзин. «История государства
Российского»).
ВЕЩИЕ ЛЕБЕДИНЫЕ ДЕВЫ —
водяные девы, их можно узнать по
мокрым краям платья и передника.
Лебединые девы, по
первоначальному своему значению
— олицетворения весенних,
дождевых облаков; вместе с
низведением преданий о небесных
источниках на землю, лебединые
девы становятся дочерьми Океан-моря
и обитательницами земных вод (морей,
рек, озер и криниц). Они состоят
под началом у дедушки-водяного.
Лебединым девам придается вещий
характер и мудрость; они
исполняют трудные,
сверхъестественные задачи и
заставляют подчиняться себе
самую природу. Птица лебедь —
одно из древнейших
олицетворении белого летнего
облака. Вещие девы часто
являются на водах белыми
лебедушками: присвоенное им
предвиденье есть дар
бессмертного напитка, которым
они обладают; пляска, музыка и
пение (метафоры крутящихся
вихрей и завывающей бури)
составляют любимые занятия,
утеху и веселье всех водяных
духов; волнения рек и водовороты
народ объясняет себе как
последствие их танцев. Всеми
этими признаками: вещею силою и
наклонностью к пляскам, музыке и
песням они сближаются с
воздушными существами бурных
гроз.
ВИЛЕНИ
(вилован конь) — вилины кони, с
помощью которых добрый молодец (Перун)
добывает себе златовласую
красавицу. Это чудесные кони
грозовых туч; они дышат пламенем,
летают по воздуху с быстротою
стрелы, не боятся непогоды и
опасностей, и наделены вещим
характером: человеческим словом,
предвиденьем, мудростью.
ВИЛЕНИК
— человек, в которого ударила
вила стрелою и потом сама же
исцелила.
ВИЛЫ
(само-вилы, морские пани, само-дива,
лихоплеси) — одно из прозваний
облачных дев; вила (само название
от слова «вить») прядет облачные
кудели и тянет из них золотые
нити молнии. Вилы изображаются и
вещими пряхами, прядущими нить
жизни. Их называют также
лихоплеси (т.е. плетущие лихо —
жизненные беды и смерть). О
суеверном почитании вил
упоминается в старинных
рукописях: «Веруют в Перуна и в
Хорса... и в вилы, их же числом
тридевять сестрениц глаголют
невгласи и мнятъ богинями, и тако
покладывахуть имъ теребы». Вила
родственна светлым духам, и
потому ее имя сопровождается
постоянным эпитетом «белая».
Вилы представляются юными,
прекрасными, бледнолицыми
девами, в тонких белых одеждах и
с длинными распущенными косами;
в этих косах — их сила и даже
самая жизнь; тело у них нежное,
прозрачное, легкое, как у птицы,
очи блистают подобно молнии,
голос — приятный, сладкозвучный.
Но беда человеку, который
прельстится вилою! Ему опостылит
весь мир и жизнь будет не в
радость. Наравне с русалками,
вилы обитают на горных вершинах,
в лесах и воде, и потому
различаются на горных, лесных и
водяных. Вила роднится с
лебедиными девами, которые
постоянно купаются в озерах и
источниках. О вилах, блуждающих
по лесам и рощам, рассказывают,
что они имеют козьи ноги и
конские копыта. Вилы не всегда
ездят на чудесных вилиных конях,
они иногда носятся на быстрых
оленях, заузданных и погоняемых
змеями, т.е. молниями. «Расскажи,
какое ты творенье: /Женщина ль
тебя породила /Иль богом
проклятая Вила?» (А.С. Пушкин. «Песни
западных славян»).
ВИЛЬВЫ
— (родственны вилам) духи,
населяющие облачный мир,
носящиеся по воздуху в виде
крылатых змеев и посылающие на
землю дождевые ливни и
плодородие. У каждой страны есть
своя вильва-защитница. Охраняя
свои земли, вильвы часто
сражаются между собой в воздухе,
и по исходу битвы — в
подвластных им странах
устанавливается хорошая или
плохая погода.
ВОДЯНЫ
(водявы, воденицы, водяники,
моряны, водяницы, дунавки, шутихи,
шутовки) — водяные жены и девы.
Смотря по тому, где они живут, их
называют: водяны — обитают в
реках, озерах и колодцах; моряны
— в море. Они любят селиться
обществами и по преимуществу в
пустынных местах — в омутах,
котловинах и под речными
порогами, устраивая там гнезда
из соломы и перьев, собираемых по
деревням во время Зеленой недели.
По другим поверьям, у них есть
подводные хрустальные чертоги,
блестящие внутри (подобно
волшебным дворцам драконов)
серебром, золотом, драгоценными
камнями, разноцветными
раковинами и кораллами. У чехов
водяная панна — высокая,
красивая, но бледнолицая. Живет
она под водою во дворце из
чистого серебра и золота.
Характер водян сходен с
русалками. «Вылезли на берег
водяники, поснимали с себя тину,
сели на колоды и поплыли» (А.М.
Ремизов. «Сказки»).
ВОЛОСЫНИ
(Волосожар, Весожары, Висожарм,
Стожары, Власожелищи, Власожелы,
Бабы) — мифологизированный
образ созвездия Плеяд. Волосыни
— небесное созвездие —
понимается как образ небесного
стада, пасомого Солнцем или
Месяцем. В Тульской губернии
овчары выходили на улицу,
становились на руно (шерсть) и
пели, призывая звезду осветить «огнем
негасимым белояровых овец»,
умножить их приплод (чтобы овец
было больше, чем звезд на небе).
Волосыни толкуются и как жены
Волоса. Образ Волосынь связан,
таким образом, с мифом о
Громовержце и его противнике (Волосе).
Сияние Волосыни предвещает
удачу в охоте на медведя.
Поскольку души умерших часто
представляются в виде стада,
пасущегося в загробном мире,
образ Волосынь, хотя и косвенно,
связан с мотивом смерти.
ВАСИЛИСК
— царь-змей, взгляд которого
поражает на смерть как молния, а
дыхание заставляет вянуть травы
и никнуть деревья. Он рождается
из яйца, снесенного черным
семигодовалым петухом и
зарытого в горячий навоз. Черный
петух — мрачная туча; в весеннюю
пору после семи зимних месяцев,
называемых в народных преданиях
годами, является из нее яйцо-солнце,
и в то же время действием
солнечного тепла зарождается
грозовой змей. Происходя от
петуха, Василиск и погибает от
него: как скоро заслышит он крик
петуха, тотчас же умирает, т.е.
демонический змей-туча умирает в
грозе, когда небесный петух
заводит свою громовую песню.
ВЕЛИКОРЫБИЕ-ОГНЕРОДНЫИ
КИТ (змей Елеафам) — кит, на
коем земля основана; из уст его
исходят громы пламенного огня,
яко стреляно дело; из ноздрей его
исходит дух, яко ветр бурный,
воздымающий огнь геенский. В
последние времена он задвижется,
восколеблется — и потечет река
огненная, и настанет свету
преставление. Движение и
повороты баснословных китов
потрясают землю.
ВЕЩИЦА
— вещая птица (сорока): щебечет
ли она на дворе или на домовой
кровле или скачет у порога избы
— скоро будут гости; в которую
сторону махнет она хвостом —
оттуда и гостей дожидай; на своем
хвосту она приносит всякие вести.
Ведьмы по преимуществу любят
обращаться в сорок.
ВЫРИИ-ПТИЦЫ
— весенние птицы. Вырей, Ирей
— сказочная страна, где нет зимы.
Ир — весна. В Поучении Владимира
Мономаха говорится: «И сему ся
подивуемы, како птицы небесныя
из ирья идут». «За морем Лукерье,
там реки текут сытовые, берега
там кисельные, источники
сахарные, а вырии-птицы не
умолкают круглый год» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
ВАЗИЛА
(конюшник, табунник) — дух-покровитель
лошадей, его представляют в
человеческом образе, но с
конскими ушами и копытами.
Всякий домохозяин имеет
собственного вазилу, который
живет в конюшне (сарае),
заботится, чтоб водились лошади,
оберегает их от болезней, а когда
они ходят в табун — удаляет от
них хищного зверя.
ВЕДОГОНИ
— души, обитающие в телах людей и
животных, и в то же время домовые
гении, оберегающие родовое
имущество и жилище. Каждый
человек имеет своего ведогоня;
когда он спит, ведогонь выходит
из тела и охраняет принадлежащее
ему имущество от воров, а его
самого от нападения других
ведогоней и от волшебных чар.
Если ведогонь будет убит в драке,
то человек или животное,
которому он принадлежал,
немедленно умирает во сне.
Поэтому если случится воину
умереть во сне, то рассказывают,
будто ведогонь его дрался с
ведогонями врагов и был убит ими.
У сербов — это души, которые
своим полетом производят вихри.
У черногорцев — это души усопших,
домовые гении, оберегающие жилье
и имущество своих кровных
родичей от нападения воров и
чужеродных ведогоней. «Вот, ты
счастливый заснул, а твой
Ведогонь вышел мышью, бродит по
свету. И куда-куда не заходит, на
какие горы, на какие звезды!
Погуляет, всего наглядится,
вернется к тебе. И ты встанешь
утром счастливый после такого
сна: сказочник сказку сложит,
песенник песню споет. Это все
Ведогонь тебе насказал и напел —
и сказку и песню» (А.М. Ремизов. «К
Морю-Океану»).
ВИЙ
(Ний, Ниам) — мифическое
существо, у которого веки
опускаются до самой земли, но
если поднять их вилами, то уже
ничто не утаится от его взоров;
слово «вии» означает ресницы.
Вий — одним взглядом своим
убивает людей и обращает в пепел
города и деревни; к счастью,
убийственный взгляд его
закрывают густые брови и близко
прильнувшие к глазам веки, и
только в том случае, когда надо
уничтожить вражеские рати или
зажечь неприятельский город,
поднимают ему веки вилами. Вий
считался одним из главных
служителей Чернобога. Его
полагали судьей над мертвыми.
Славяне никогда не могли
примириться с тем, что те, кто
жили беззаконно, не по совести —
не наказаны. Славяне полагали,
что место казни беззаконников
внутри земли. Вий также связан с
сезонной смертью природы во
время зимы. Его почитали
насылателем ночных кошмаров,
видений и привидений, особенно
для тех, у кого не чиста совесть.
«...Увидел он, что ведут какого-то
приземистого, дюжего, косолапого
человека. Весь был он в черной
земле. Как жилистые, крепкие
корни, выдавались его засыпанные
землею ноги и руки. Тяжело ступал
он, поминутно оступаясь. Длинные
веки опущены были до самой земли.
С ужасом заметил Хома, что лицо
было на нем железное» (Н.В. Гоголь.
«Вий»). «... Нынче Вий на покое, —
зевнул одной головой конь
двуголовый, а другой головой
облизнулся, — Вий отдыхает: он
немало народу-людей погубил
своим глазом, а от стран-городов
только пепел лежит. Накопит Вий
силы, примется снова за дело» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
ВОДЯНОЙ
(водяник, водовик, болотяник) —
водяной, злобный дух, а потому
всеми и повсюду причисляется к
настоящим чертям. Народ
представляет водяного голым
стариком, с большим одутловатым
брюхом и опухшим лицом, что
вполне соответствует его
стихийному характеру. Вместе с
этим, как все облачные духи, он —
горький пьяница. Водовики почти
всегда женаты и имеют по многу
детей; женятся они на водяных
девах, утопленницах и тех
несчастных девушках, которые
были прокляты родителями и
вследствие этого проклятия
уведены нечистою силою в
подводные селения.
Недоброжелательство водяного к
людям выражается в том, что он
неустанно сторожит за каждым
человеком, являющимся, по разным
надобностям, в его сырых и мокрых
владениях. Он уносит на
безвозвратное жилье всех, кто
вздумает летней порой купаться в
реках и озерах после солнечного
заката, или в самый полдень, или в
самую полночь. Под водой он
обращает свою добычу в кабальных
рабочих, заставляет их
переливать воду, таскать и
перемывать песок и т.д. Никогда
не умирая, водяные, тем не менее,
на переменах луны изменяются: на
молодике они и сами молоды, на
ущербе превращаются в стариков.
На юге представляются с
человеческим туловищем, но с
рыбьим хвостом вместо ног;
водяные северных холодных лесов
— чумазые и рогатые. Водяной
находится в непримиримо
враждебных отношениях с
дедушкой домовым, с которым, при
случайных встречах,
неукоснительно вступает в драку.
В том случае, когда водяной живет
в болотах его называют также
Болотняник.
ВОЛЧИЙ
ПАСТЫРЬ — владыка бурных
гроз, которому подвластны
небесные волки, следующие за ним
большими стаями и в дикой охоте
заменяющие собою гончих псов. По
преданиям, волчий пастырь
выезжает верхом на волке, имея в
руках длинный бич, или шествует
впереди многочисленной стаи
волков и усмиряет их дубинкою. Он
то показывается в виде старого
деда, то сам превращается в волка,
рыщет по лесам хищным зверем и
нападает на деревенские стада.
Этот оборотень, останавливаясь
под тенистым деревом,
превращается из зверя в старца,
собирает вокруг себя волков,
кормит их и каждому назначает
его добычу: одному волку
приказывает зарезать корову,
другому заесть овцу, свинью или
жеребенка, третьему растерзать
человека. Кого назначит он в
жертву волку, тот, несмотря на
все предосторожности, уже не
избегнет своей судьбы.
ВОРОГУША
(ворогуха, ворожея) — одна из
сестер-лихорадок, она садится в
виде белого ночного мотылька на
губы сонного и приносит ему
болезнь. В Орловской губернии
больного купают в отваре
липового цвета. Снятую с него
рубаху больной должен ранним
утром отнести к речке, бросить ее
в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша!
на тебе рубашку, а ты от меня
откачнись прочь!» Затем больной
возвращается домой молча и не
оглядываясь. «Вышла из бора
старая Ворогуша, пошла с
костылем по полю» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ВРИТРА
— демон, похищающий на зиму
дождевые облака.
ВЫТАРАШКА
— олицетворение любовной
страсти, лишающей человека
рассудка: ее ничем не возьмешь и
в черную печь не угонишь, как
выражается один заговор на
присуху. «И восхикала лебедью
алая Вытарашка, раскинула крылья
эарей, — не угнать ее в черную
печь,— знобит неугасимая
горячую кровь, ретивое сердце,
истомленное купальским огнем» (А.М.
Ремизов. «Сказки»).
ВАКОДЛАКИ
— мертвецы, приходящие сосать
кровь младенцев.
ВАМПИР
— мертвец, бывший при жизни
злодеем, грабителем и вообще
человеком с порочными
наклонностями, в тело которого
вселились нечистые духи. Уверяют
еще, что если кошка перепрыгнет
через покойника, когда он лежит в
избе, то умерший непременно
сделается вампиром. Оскаленные
зубы мертвеца и румянец на его
щеках указывают в нем вампира.
Спустя сорок дней после кончины
человека, злой дух, поселившийся
в его трупе начинает выходить из
могилы, бродит по домам и сосет
кровь из ушей младенцев и
взрослых. Чтобы избавиться от
вампира, его заклинают войти в
кувшин, после заклятия горло
кувшина затыкают пробкою, и
затем отправляются на избранное
место, там зажигают несколько
возов дров и дерна и бросают
кувшин в середину пламени: когда
сосуд раскалится и лопнет с
сильным треском, «народ
успокаивает себя мыслию, что
вампир уже сгорел».
ВАРКОЛАК
— злой мертвец, бросается на
женщин и вступает с ними в
блудную связь; рождение от него
дети бывают без хряща в носу и
обладают способностью видеть
духов.
ВЕДУН
И ВЕДУНЬЯ — см. колдун,
чародей, кудесник, волхв, вещая
женка, колдунья, чаровница, баба-кудесница,
волхвитка.
ВЕДЬМА
— женщина, решившая продать свою
душу черту; отличается от всех
прочих женщин тем, что имеет
хвост (маленький) и владеет
способностью летать по воздуху
на помеле, кочерге, в ступе и т.п.
Русские ведьмы и Баба-яга
носятся по воздуху в железной
ступе, погоняя пестом или клюкою
и заметая след помелом, причем
земля стонет, ветры свищут, а
нечистые духи издают дикие вопли.
Они имеют много общего с
колдунами: ведьмы находятся в
постоянном общении (для чего
служат «лысые» горы, где
происходят шумные игры
шаловливых вдов с веселыми и
страстными чертями); точно так же
они тяжело умирают, мучаясь в
страшных судорогах, вызываемых
желанием передать кому-нибудь
свою науку, и у них точно так же
после смерти высовывается изо
рта язык, необычно длинный и
совсем похожий на лошадиный. Но
этим не ограничивается сходство,
так как затем начинаются
беспокойные хождения из свежих
могил; успокаиваются они точно
так же осиновым колом, вбитым в
могилу. В малорусских степях
среди ведьм очень нередки
молодые вдовы и притом такие, что
«не жаль отдать души за взгляд
красотки чернобровой»; в суровых
хвойных лесах ведьмы
превращаются в безобразных
старух наподобие Бабы-яги.
Ведьмы могут оборачиваться в
разных животных, чаще всего в
зловещих, темноперых и ночных
птиц, свиней, собак и желтых
кошек («стрига» — ночная птица, у
чехов и словаков так называют
ведьм; у хорватов стригоном
зовут упыря). Очень часто ведьмы
подвергаются истязаниям за
выдаивание чужих коров. Ведьмы
усердно занимаются приворотами
и отворотами любящих и
охладевших сердец. По своим
стихийным свойствам ведьмы
могут свободно носиться посреди
облачных источников, и потому в
народе составилось убеждение,
будто они ходят по поверхности
рек и озер и не тонут в глубине
вод. Поэтому обвиняемых в
колдовстве бросали в глубокие
омуты: неповинные тотчас же
погружались на дно, а настоящая
ведьма плавала поверх воды
вместе с камнем. Первых
вытаскивали с помощь веревок и
отпускали на свободу, тех же,
которые признаны были ведьмами,
заколачивали на смерть и топили
силою. Кроме непременного
маленького хвостика,
рассказывают еще, что ведьмы,
вместо двух, имеют три сосца. «Ведьма
сама почувствовала, что холодно,
несмотря на то, что была тепло
одета; и потому, поднявши руки
кверху, отставила ногу и,
приведши себя в такое положение,
как человек, летящий на коньках,
не сдвинувшись ни одним суставом,
спустилась по воздуху, будто по
ледяной покатой горе, и прямо в
трубу... вылезла из печки, скинула
теплый кожух, оправилась, и никто
бы не мог узнать, что она минуту
назад ездила на метле» (Н.В.
Гоголь. «Ночь перед рождеством»).
ВЕДЬМАК
— колдун или упырь-кровосос,
который, по поверью, ходит после
смерти и морит людей. Всего же
чаще ведьмак — доброе существо,
не только ничего злого не
творящее, но даже старающееся
быть полезным: он ведьмам мешает
делать зло, запрещает ходить
мертвецам, разгоняет тучи и пр.
Он и по смерти не теряет своей
силы. Рассказывают, что не раз
видели его, как он дерется с
мертвецами на могилах и всегда
побеждает.
ВЛХВА
— колдунья, пророчица.
ВОЛКОДЛАК
(волколак, вовкулак, вовкун,
вавкалак, вукодлак) — человек-оборотень,
обладающий способностью
превращаться в волка. По русским
поверьям, вовкулаки бывают двух
родов: это или колдуны,
принимающие звериный образ, или
простые люди, превращенные в
волков чарами колдовства.
Считалось также, что колдуны
могли превратить в волков целые
свадебные поезда. Человека-вовкулака
легко узнать по шерсти, растущей
у него под языком. По преданиям
южных славян, приметой
волкодлака является заметная, от
рождения, «волчья шерсть» на
голове. Общеславянским является
представление о том, что
волкодлаки съедают луну или
солнце при затмении. Считалось,
что волкодлак становится упырем,
поэтому рот ему после смерти
зажимали монетой.
ВОЛХ
— угадчик, прорицатель, колдун; к
нему приносили детей, чтобы
наложить на них наузы (узлы,
навязки).
ВОЛХАТКА
(волхвитка) — ворожея,
прорицательница.
ВОЛХВ
(кудесник, волшебник) — колдун,
угадчик, прорицатель (у Нестора
слова «волхв» и «кудесник»
употребляются как однозначащие).
Князь Олег обращался к волхвам с
вопросом: какая ему суждена
смерть. Рассказавши о том, как
сбылось это предвещание,
летописец прибавляет: «се же
дивно есть, яко от волхования
сбывается чародейством». Сверх
дара прорицаний, волхвам
приписывается и врачебное
искусство. По свидетельству «Слова
о злых дусех», «когда (людям) кака-любо
казнь найдет, или от князя
пограбление, или в дому пакость,
или болезнь, или скоту их пагуба,
то они текут к волхвам, в тех бо
собе помощи ищуть». «...Волхвы не
боятся могучих владык, /А
княжеский дар им не нужен; /Правдив
и свободен их вещий язык /И с
волей небесною дружен — /
Грядущие годы таятся во мгле: /Но
вижу твой жребий на светлом челе»
(А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»).
ВОЛХОВ
— по утверждению старинного
хронографа, лютый чародей (волхв
— колдун, кудесник). В образе
крокодила поселился он в реке,
которая от него получила и свое
прозвание, и залегал в ней водный
путь; всех, кто не поклонялся ему,
чародей топил и пожирал.
ВОРОГ
— знахарь.
ВУКОДЛАК
— человек, в которого спустя
сорок дней после его кончины
входит дьявольский дух и
оживляет его бесчувственное
тело. Вставая из гроба, он бродит
по ночам, одетый в саван,
прокрадывается в избы, давит
спящих людей и пьет из них кровь,
отчего эти несчастные не только
умирают, но и сами становятся
вампирами (кровососами).
ВАЛИГОРА
И ВЫРВИДУБ — прозвания,
издревле присвоенные богу-громовнику,
как рушителю облачных гор и
лесов; были вскормлены зверями:
один — львицею, а другой —
волчихою.
ВЕРНИ-ГОРА
(Вертигор, Дубодер, Елиня, Лесиня,
Бор, Верни-вода, Запри-вода, Поток-богатырь,
Медведко, Сила-царевич, Вода) —
богатыри-герои разной силы в
славянской мифологии.
ВЕЛИКАНКА
(женщина великая, поленица) — в
одном из вариантов русской
былины — Святогорова жена, в
других — поставлена независимо
от Святогора. «Поленица назад
приоглянется, /Сама говорит
таково слово: /«Я думала комарики
покусывают, /Ажно русские
могучие богатыри пощелкивают!» /Как
хватила Добрыню за желты кудри, /Посадила
его во глубок карман».
ВЕЧОРКА,
ЗОРЬКА И ПОЛУНОЧКА — три
богатыря русской сказки,
персонификация основных
моментов суточного солнечного
цикла. Варианты названий — Вечер,
Вечерник; Заря-богатырь,
Светозор (и Световит), Иван
Утренней Зари и Иван Полуночной
Зари; Полночь-богатырь,
Полуночник. Три богатыря родятся
у вдовы в одну ночь — старший с
вечера, средний в полночь, а
меньшой на утренней заре.
ВЛАДИМИР
КРАСНОЕ СОЛНЫШКО —
мифологизированный образ
великого князя в русских былинах.
(Историческим прототипом
является князь Владимир
Святославович). Это — идеальный
князь, правитель, объединяющий
вокруг себя все лучшее и
организующий защиту Киева и всей
Руси от внешних сил — кочевников
(«татар») или чудовищных существ
(Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).
В былинах Киев, двор князя
Владимира — обозначение того
положительного центра, которому
противопоставляются и чистое
поле, и темные леса, и высокие
горы, и быстрые реки, с которыми
связаны опасности, угрозы,
чувство страха. В Киев
съезжаются с разных сторон
богатыри: Илья из Мурома, Добрыня
из Рязани, Алеша из Ростова. По
пути они совершают подвиги, суть
которых в устранении опасности
на пути к Киеву. Сам же Киев и
прежде всего двор князя
Владимира — надежное,
защищенное место, где идет
нескончаемый (в основном веселый)
«почестен пир», на нем
напиваются, наедаются, хвалятся,
слушают певцов, получают дары от
князя и принимают важные решения;
здесь же завязываются и споры,
конфликты, обиды, требующие
своего решения. Князь Владимир —
хозяин, покровитель, даритель,
тот, кто ставит богатырям задачи.
Былины называют его «красным,
солнышком» и «ласковым князем»,
и эти названия соответствуют
характеристикам Владимира: он
надо всеми и, по идее, ко всем
равно приветлив, заботлив,
гостеприимен, мягок. В этом
смысле именно он наиболее ярко
противопоставлен темным силам,
обычно существам змеиной
природы, и «солярность» эпитета
Владимира — не просто оценочное
слово, но актуализация солнечной
темы. Как солнце собирает вокруг
себя звезды, так и Владимир
собирает вокруг себя всех —
членов своей семьи, главных
богатырей, всех богатырей, весь
народ и опекает их роды.
ВОДА
— воин, богатырь, герой,
предводитель воев (воинов),
воевода.
ВОЛОТЫ
(велетни) — исполины
непомерной величины и силы. Из
сказок древних видно, что, сверх
силы, имели они еще дар
неуязвимости. Заметим впрочем,
что древние славяне под именем
Волотов подразумевали римлян.
Слава силы и могущества римского
народа представила воображению
их в качестве великанов.
Простолюдины верят, что в былое
время на земле жили люди-исполины
и назывались они волоты, «я
придет пора, когда станут они
называться пыжиками, которые на
столько же будут меньше нас, на
сколько мы меньше волотов». В
Малороссии об этом говорят: «С
течением времени люди все
мельчают и когда-нибудь
сравняются с мурашами: тогда-то и
будет конец свету!»
ВОЛХВ
С БРАТЬЯМИ — Волхв с
братьями Волховцем и Рудотоком
были дети Славена, все трое
богатыри. Но Волхв был великий
волшебник. Он не только
разъезжал по реке Волхову, так по
имени его названной, и по
Русскому морю, но даже плавал для
добыч и в Варяжское море. Когда
же он был в Славянске, то при
приближении неприятелей,
оборачиваясь в великого змея,
ложился от берега до берега
поперек реки, и тогда не только
никто не мог проехать по ней, но
даже спастись не было
возможности.
ВОЛК-САМОГЛОТ
— волк-туча, пожиратель небесных
светил, в народных сказках носит
характеристическое название
волка-самоглота. Он живет на море-окияне
(т.е. на небе), пасть у него
страшная, готовая проглотить
всякого супротивника, под
хвостом у волка — баня, а в заду
— море: если в той бане
выпариться, а в том море
выкупаться, то станешь молодцем
и красавцем. Он добывает
сказочному герою гусли-самогуды.
Волк-туча хранит в своей утробе
живую воду дождя, с которою
нераздельны понятия силы,
здоровья и красоты. Согласно с
метафорическим названием дождя
молоком, этот сказочный волк
заменяется иногда молочною
рекою с кисельными берегами,
которая всех питает и всем
дарует красоту и силу.
ВОЛХ
ВСЕСЛАВЬЕВИЧ (Волх, Вольга)
— мифологизированный персонаж
русских былин, обладатель
чудодейственных оборотнических
свойств: «...Ударился Вольга
оземь, обернулся серым волком,
побежал в леса. Выгнал он зверя
из нор, дупел, из валежника,
погнал в сети и лисиц, и куниц, и
соболей... Молодой Вольга
догадался, обернулся малой
мошкой, всех молодцов обернул
мурашами, и пролезли мурашки под
воротами. А на той стороне стали
воинами» (русская былина).
Чудесно его рождение: мать его,
обычная женщина, случайно
наступила на змея, и вскоре
появился Волх. Сюжет о Волхе
Всеславьевиче и его походе на
Индию принадлежит к наиболее
архаичному слою в русском
былинном эпосе с широко
представленной стихией
чудесного, волшебно-колдовского,
магического, слиянностью
человеческого и природного
начал.
ВОЛЧЕЦ
— колючая сорная трава,
напоминающая своими иглами
острые стрелы (т.е. растение,
способное всполошить, испугать
чертей).
ВЫРИЙ
(вирий, ирий, урай) — в
восточнославянской мифологии
древнее название рая и райского
мирового дерева, у вершины
которого обитали птицы и души
умерших. В народных песнях
весеннего цикла сохранился
мотив отмыкания ключом вырия,
откуда прилетают птицы. Согласно
украинскому преданию, ключи от
вырия некогда были у вороны, но
та прогневала бога, и ключи
передали другой птице. С
представлением о вырии связаны
магические обряды погребания
крыла птицы в начале осени.