ЛАДА
(Фрея, Прея, Сив или Зиф) —
богиня юности и весны, красоты и
плодородия, всещедрая матерь,
покровительница любви и браков.
В народных песнях «ладо» до сих
пор означает нежно любимого
друга, любовника, жениха, мужа; «жены
русские вьсплакашась, аркучи:
уже нам своих милых ладъ (мужей)
ни мыслию смыслити, ни думою
сдумати, ни очами съглядати» (Плач
Ярославны). Наряд Фреи сияет
ослепительным блеском солнечных
лучей, красота ее очаровательна,
а капли утренней росы называются
ее слезами; с другой стороны, она
выступает воинственной героинею,
носится в бурях и грозах по
небесным пространствам и гонит
дождевые тучи. Кроме того — это
богиня, в свите которой тени
усопших шествуют в загробный мир.
Облачная ткань есть именно та
пелена, на которой душа, по
смерти человека, возносится в
царство блаженных. По
свидетельству народных стихов,
ангелы, являясь за праведною
душою, принимают ее на пелену и
несут на небо. Культом Фреи-Сивы
объясняется суеверное уважение,
питаемое русскими
простолюдинами к пятнице, как
дню, посвященному этой богине.
Кто в пятницу дело начинает, у
того оно, по пословице, будет
пятиться. У древних славян
береза, олицетворявшая богиню
Ладу, считалась священным
деревом.
ЛАДО
— божество веселия и всякого
блага. В киевском «Синопсисе»
Иннокентия Гизеля (1674 г.)
говорится: «...Четвертый идол —
Ладо. Сего имяху бога веселия и
всякого благополучия. Жертвы ему
приношаху готовящиеся ко браку,
помощию Лада мнящи себе добро,
веселие и любезно житие стяжати».
По другим источникам «Ладо» —
звательный падеж от имени «Лада».
ЛЕД
— этому божеству славяне
молились об успехе в сражениях,
он почитался правителем
воинских действий и
кровопролитий. Это свирепое
божество изображалось в виде
страшного воина, вооруженного в
славянскую броню, или всеоружие.
При бедре меч, копье и щит в руке.
У него были свои храмы. Собираясь
в поход против неприятелей,
славяне молились ему, прося
помощи и обещая в случае удачи в
воинских действиях обильные
жертвы. Вероятно, это божество
больше, чем другие
первостепенные боги, получало
кровавых жертв.
ЛЕЛЯ
(Лелия, Лелио, Лель, Ляля) —
божество весны и молодости из
свиты Лады, побуждающее природу
к оплодотворению, а человека к
брачным союзам. Он старший сын
Лады, сила его состояла в
воспламенении любви. Иногда
изображался он в виде
златовласого пламенного
крылатого младенца. Он метал из
рук искры, воспламеняя любовь. По
молодости лет своих, Лель порой
просто забавляется любовью, хотя
делает это из добрых побуждений
— для него это веселая игра.
Появляется Лель весной, живет
вместе со своим братом Полелем в
лесу. Вместе они выходят утром
встречать Ярило. Свирель Леля
можно услышать в Купальскую ночь.
«К нему девицы ходят /Красавицы,
и по головке гладят, /В глаза
глядят, ласкают и целуют./И
Лелюшком и Лелем называют, /Пригоженьким
и миленьким» (А.Н. Островский. «Снегурочка»).
Целый ряд записей говорит о Леле
в женском роде. Например, в
белорусской заклинательной
песни: «Дай нам житцу да пшаницу,
/Ляля. Ляля, наша Ляля!»
ЛАУМЫ
— облачные девы, властительницы
гроз, бурь и дождевых ливней. По
различному влиянию этих
небесных явлении, то
благотворных, то разрушительных,
лаумы представляются частью
светлыми нимфами несказанной
красоты, частью безобразными и
демоническими злобными
старухами. Бог-громовник
преследует в любовном экстазе
полногрудых облачных нимф,
быстро убегающих от его
губительных объятий, разит их
своими молниеносными стрелами, и,
проливая на землю молоко-дождь,
разносит на части летучие облака-груди.
Лаумы живут в лесах, полях и в
воде. Характер их двойственен.
Когда лаума показывается в
зеленой одежде — это знак
будущего урожая, если же она
облекается в красное платье, то
предвещает кровавую,
губительную войну, а если в
черное, то сулит всеобщий голод и
мор. Соответственно их
представляют то благотворными
юными красавицами, то злобными и
безобразными старухами. Они
также крадут и подменивают
новорожденных младенцев,
налегают на сонных людей, давят
их в грудь или живот, и любят
заниматься пряжею и тканьем.
Если они найдут неубранную
прялку, охотно садятся за работу,
готовую же пряжу уносят с собою.
Как ни искусно прядут и ткут
лаумы, сами они не умеют ни
начать, ни кончить своей работы
— чем существенно и отличается
их механический, бесцельный труд
от разумного труда человека.
ЛЕСНЫЕ
ДЕВЫ — облачные нимфы,
олицетворение зеленых дубрав.
ЛЕТАВИЦА
(Ветренница, Прелестница, Дикая
баба) — дух, который слетает на
землю падучей звездою и
принимает на себя человеческий
образ — мужской или женский, но
всегда юный, прекрасный, с
длинными желтыми волосами. Сила
Летавицы в ее красных сапогах, с
помощью которых она также летает.
Исчезает она с первыми лучами
солнца. «.Слышали вы о Летавице?
Красота ее еще краше всех, лицо
ее девичье, вольные волосы
золотые до самой земли. Всякую
ночь приходит она: или ложится в
ногах, или станет и смотрит всю
ночь и. лишь ветер подует под
утро, исчезнет. Слышали вы о
Летавице? Я оставил мой дом,
бросил все и пошел. И, как лист в
непогоду, скитаюсь по белому
свету — только б ее из сердца
прочь. ...Шли мы горохом — порх! —
и наткнулись: лежит такая кра-си-вая!
Золотые волосы всю с головой
опутали, глаза, словно колодцы, а
сапоги на ней красные...» (А.М.
Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛИСУНКИ
(лешачихи, дивожены) — лесные
девы и жены, то же, что лешие,
только в женском олицетворении (первоначально
тождественны облачным женам).
Народное воображение наделяет
их такими огромными и длинными
грудями, что они вынуждены
закидывать их за плечи и только
тогда могут свободно ходить и
бегать. Это предание указывает в
лисунках облачных нимф, которые
постоянно изображаются
полногрудыми, так как сами
облака уподоблялись женским
грудям, проливающим из своих
сосцов обильное молоко-дождь. В
Польше они отличаются диким и
злобным нравом, тело их покрыто
волосами, длинные распущенные
косы развиваются по воздуху,
груди так велики, что, стирая
белье, они употребляют их вместо
вальков, на голове носят красные
шапочки.
ЛОБАСТА
(лопаста) — русалка, живущая в
болоте в камышах. Особенно
опасна встреча с ней на
Русальную неделю — в это время
ни одна девушка не решится пойти
в лес, не прихватив с собой
подружек, из боязни попасться в
руки Лобасте. «Ростом Лобаста,
как эта осина, тело белое, что
заячий пух, а ручищу, словно
крылье с красным когтем, словит
да этим когтем, хоть и нежен он,
что костяника, а защекочет до
смерти» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛАМЬЯ
(ламя) — баснословная змея,
у южных славян чудовище с телом
змеи и собачьей головой; она
темной тучей опускается на поля
и сады, пожирает плоды
земледельческого труда.
Ассоциировалась также с ночным
кошмаром — Марой. Образ восходит
к греческой Ламии, чудовищу,
дочери Посейдона.
ЛЕСНЬ-ПТИЦА
— мифическая птица, живет
в лесу, там и гнездо вьет, а если
уж начинает петь, так поет без
просыпу. В заговоре от зубной
боли «от зуб денной» говорится: «Леснь-птица
умолкает, умолкни у раба твоего
зубы ночные, полуночные, денные,
полуденные...» Леснь-птица —
птица лесная, как леснь-добыча —
лесная добыча. «...Там в синем
лесе... там на гиблом болоте в
красном ивняке Леснь-птица
гнездо вьет» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ЛЕДАЩИЙ
(лядащий) — дух соломы. Как
и многие духи славянской
мифологии, зимой ледащий спит.
Просыпается только с приходом
весны. В летнее время бодрствует
и ждет конца лета, чтобы
забраться в свежую кучу соломы и
уснуть. Никто его никогда не
видел. Иногда только в жаркий
полдень зашуршит кто-то в соломе,
и послышится чей-то вздох. «Из
прошлогодней соломы закурлыкал
лядащий — бес соломин,
притрушенный теплой соломой. И
откликнулся луг, загудел, и весь
берег защелкал и заохал, и
зааукал, застрекотал лес
стрекозою» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСАВКИ
— лесные духи, родственники
лесовика, старики и старушки.
Видом своим похожи на ежат. Также,
как и лесовик, любят проказить и
играть. Большую часть времени
лесавки спят — бодрствуют они
очень короткий период времени: с
конца лета до середины осени. У
олончан в их густых и непочатых
лесах живут «лесные старики» или
«отцы», которые сманивают в лес
детей, но с какой целью держат их
там и чем кормят — самые
сведующие люди сказать не могут.
«Старички и старушки — Лесавки в
прошлогодних листьях сидят,
схватятся за руки, скачут по лесу,
свистят на весь лес, без головы,
без хвоста, скачут, вот как
свистят» (А.М. Ремизов. «К Морю-Океану»).
ЛЕСНЫЕ
ДУХИ — первоначально их
представляли в следующем виде:
косматые существа с козлиными
ногами, бородой и рогами,
напоминающие собой сатиров и
фавнов античного мира. Если они
одеты, то в бараньи тулупы;
тулупы эти не подпоясаны и
свободно развеваются по ветру,
как облачная мантия дикого
охотника. Позднее получили имена
собственные.
ЛЕШИЙ (вольный, ляд, лес,
праведный, лешак, лесовик, лесник,
лисун, полисун, шатун, ворог, еле,
дикинький мужичок, цмок, царек с
золотыми рожками, лесовый царек,
господарь над лесом) — лесная
нечисть, полноправный и
неограниченный хозяин леса: все
звери и птицы находятся в его
ведении и повинуются ему
безответно. Леший отличается от
прочих духов особыми свойствами,
присущими ему одному: если он
идет лесом, то ростом равняется с
самыми высокими деревьями. В
Киевской и Черниговской
губерниях различали лисунов и
полевиков; первых представляли
великанами сероватого и
пепельного цвета, о последних же
рассказывали, что они равны с
высотой хлеба, растущего в поле,
и после жатвы умаляются и
делаются такими крохотными, как
стерня. Как все грозовые духи,
леший может принимать различные
образы, и тем самым сближается с
оборотнями. Чаще всего он
является здоровенным мужиком, но
и в этом человеческом образе
сохраняет демонские признаки: на
нем бараний полушубок, но как
всегда бывает у нечистой силы —
неподпоясанный и запахнутый
левой полою на правую. Носится
леший по своим лесам, как
угорелый, с чрезвычайной
быстротой и всегда без шапки.
Бровей и ресниц у него не видно,
но можно ясно разглядеть, что он
— карноухий (правого уха нет),
что волосы на голове у него
зачесаны налево. Представляют
его и одноглазым, что указывает
на сродство его с великанами-циклопами.
Обладая способностью
перевертываться, леший часто
прикидывается прохожим
человеком с котомкой за плечами.
Если леший показывается голый,
то легко заметить, как сходен он
с общепринятым изображением
черта: на голове у него рога, ноги
козлиные, голова и вся нижняя
половина тела мохнатые, в космах,
борода козлиная — клином, на
руках длинные когти. В
Белоруссии его называют лесным
цмоком, который морит у хозяев
скот, высасывает ночью у коров
молоко и делает нивы
неплодородными. Во Владимирской
губернии лешего называли
дикиньким мужичком. Близ Рязани
верят, что в лесах обитают царьки
с золотыми рожками. Лешие не
столько вредят людям, сколько
проказят и шутят и, в этом случае,
вполне уподобляются свои
родичам-домовым. Проказят они
грубо, как это и прилично
неуклюжим лесным жителям, и
шутят зло. Самые обычные приемы
проказ — завести человека в чащу
в такое место, из которого никак
не выбраться, либо напустить в
глаза тумана, что совсем собьет с
толку, и заблудившийся человек
долго будет кружить по лесу.
Однако леший все-таки не ведет
людей на прямую погибель. Людей
леший карает за употребление
непотребных слов и произнесение
проклятий.
ЛИСТИН
— старый слепой дух,
предводитель лесавок, его жена и
помощница — баба Листина. Они не
такие буйные и шустрые, как
лесавки, сидят в куче листьев
возле пня или в овраге и
командуют — кому когда
шелестеть. Осенью сначала легкий
шепоток слышится — это Листин с
Листиной советуются и назначают
лесавкам работу. А потом уже
шелест да шум, хороводы опавшей
листвы, знать, лесавки играются.
«Пройдет мимо дерева слепышка
Листин, прошуршит листьями, не
бойся: Листин не страшный. Листин
только пугать любит» (А.М.
Ремизов. «Сказки»).
ЛИХОРАДКА
(лиходейка, лихо-манка, манья,
кума, добруха, тетка, подруга,
дитюха, трясця-не-всипуха,
трясавица, трясея, тресучка,
трясуница, потресуха, трясучка,
грозница, Ледея, ледиха, озноба,
знобея, забуха, студенка,
подрожье, зимния, гнетея,
гнетница, гнетуха, гнетучка,
грынуша, грудница, глухея, глохня,
ломея, ломеня, ломовая,
костоломка, пухнея, пухлея,
пухлая, дутиха, отекная, желтея,
желтуха, желтуница, коркуша,
корчея, скорчея, глядея,
огнеястра, Невея, нава, навье,
пляса-вица, сухота, сухея, зевота,
яга, сонная, бледная, легкая,
вешняя, листопадная, водяная,
синяя, горячка, подтынница,
навозница, веретенница, болот-ница,
веснянка-подосенница) —
привидение в виде злой и
безобразной девы: чахлой,
заморенной, чувствующей
всегдашний голод, иногда даже
слепой и безрукой; «бесица,
имеюща разжени очи, а руци
железные, а власы верблюжия... в
человеки злые пакости творити, и
кости женские иэсушити, млека
изсякнут, а младенца уморити, и
очи человекам омрачити, составы
расслабити» (старинный заговор).
Лихорадок — девять или
двенадцать крылатых сестер; они
обитают в мрачных подземельях
ада. Одна из них — старшая —
повелевает своими сестрами и
посылает их на землю мучить
людской род: «тело жечь и знобить,
белы кости крушить». Второго
января Мороз или Зима выгоняет
их, вместе с нечистою силою, из
ада, и лихорадки ищут себе
пристанища по теплым избам и
нападают на «виноватых». Поверье
это условливается теми
простудами и ознобами, которые
так обыкновенны в холодную пору
зимы. Лихорадки исчисляют свои
названия и описывают те муки,
которыми каждая из них терзает
больного (см. выше: например,
костоломка — «аки сильная буря
древо ломить, также и она ломает
кости и спину»; желтея или
желтуха — эта «желтить человека,
аки цвет в поле»). Невея (мертвящая)
— всем лихорадкам сестра
старейшая. Чтобы избавиться от
лихорадки можно носить на себе
змеиного выползка (змееныша,
выползшего из норы), не снимая
его ни на ночь, ни в бане. «И они
чахлые и заморенные — Коровья
смерть да Веснянка-Подосенница с
сорока сестрами пробегают по
селу, старухой в белом саване,
кличут на голос. Много они
натворили бед — съешь их волк!—
то под тыном прикинется
Подтынница, то на дворе
пристигнет — Навозница, то
соскочет с веретена да заскочит
в пряху — Веретенница, то
выскочит с болотной кочки —
Болотница: им бы портить скотину,
вынимать румянец из белого лица,
вкладывать стрелы в спину,
крючить на руках пальцы, трясьмя
трясти тело» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ЛУГОВОЙ
— дух лугов, маленький зеленый
человечек в одежде из травы,
помогает косить травы во время
сенокоса. Считается дитем
полевика (полевого). Бегает по
лугам и ловит птиц в пищу своему
родителю. Бывает очень сердитым,
когда покос прозевают — гонит
траву в буйный рост и так
заплетает ее, что не срезать, не
разорвать; а то и сушит траву на
корню. Если же придут косари на
такой покос — косы рвет.
ЛЯД
(чемор, игрец,
черный шут, лихновец, облом)
— дьявол.
ЛЯДАЩИК — человек, над
которым пролетел злой дух, —
непременно сходит с ума.
ЛЫСАЯ
ГОРА — выражение «ведьмы
летают на Лысую гору»
первоначально относилось к
мифическим женам, нагоняющим на
высокое небо темные, грозовые
тучи. Позднее, когда значение
этих метафор было затеряно,
народ связал ведьмовские полеты
с теми горами, которые высились в
населенных им областях. Ежегодно
на первую майскую ночь летают
ведьмы на Лысую гору. Каждая
ведьма является на празднество
вместе со своим любовником-чертом.
Сам владыка демонских сил —
сатана, в образе козла с черным
человеческим лицом, важно и
торжественно восседает на
высоком стуле или на большом
каменном столе посредине
собрания. Все присутствующие на
сходке заявляют перед ним свою
покорность коленопреклонением и
целованием. Сатана с особенной
благосклонностью обращается к
одной ведьме, которая в кругу
чародеек играет первенствующую
роль и в которой нетрудно узнать
их королеву. Слетаясь из разных
стран и областей, нечистые духи и
ведьмы докладывают, что сделали
они злого, и сговариваются на
новые козни; когда сатана
недоволен чьими проделками, он
наказует виновных ударами. Затем
при свете факелов, возженных от
пламени, которое горит между
рогами большого козла,
приступают к пиршеству: с
жадностью пожирают лошадиное
мясо и другие яства, без хлеба и
соли, а приготовленные напитки
пьют из коровьих копыт и
лошадиных черепов. По окончании
трапезы начинается бешеная
пляска под звуки необыкновенной
музыки. Музыкант сидит на дереве;
вместо волынки или скрипки он,
держит лошадиную голову, а
дудкою или смычком ему служит то
простая палка, то кошачий хвост.
Ведьмы, схватываясь с бесами за
руки, с диким весельем и
бесстыдными жестами прыгают,
вертятся и водят хороводы. На
следующее утро на местах их
плясок бывают видны на траве
круги, как бы притоптанные
коровьими и козьими ногами.
Потом совершается сожжение
большого козла и пепел его
разделяется между всеми
собравшимися ведьмами, которые с
помощью этого пепла и причиняют
людям различные бедствия. Кроме
козла, в жертву демону
приносится еще черный бык или
черная корова. Гульбище
заканчивается плотским соитием,
в которое вступают ведьмы с
нечистыми духами, при
совершенном погашении огней, и
затем каждая из них улетает на
своем помеле домой — той же
дорогою, какою явилась на
сборище.
ЛАЗАВИКИ
(одноглазые старички) —
карлики, живущие в болотах;
ростом не более ноготка, с
аршинною бородою и кнутом в семь
саженей. Когда они расхаживают
по трясине, глаза их сверкают как
огоньки.
ЛИХО
ОДНОГЛАЗОЕ — великан; «стоит
великолюд да сосновою колодою
загоняет овец в хлев; ростом выше
самого высокого дуба, во лбу один
глаз».
ЛЫБЕДЬ (Белая лебедь) — в
восточнославянской мифологии
сестра трех братьев —
родоначальников племени полян:
Кия, Щека и Хорива. Древнерусское
предание о происхождении полян (в
«Повести временных лет»)
родственно мифологическому
сюжету, в котором участвуют три
брата и сестра: в русской сказке
— богатырша Белая лебедь,
владелица живой воды и
молодильных яблок, за которыми
посланы братья; ее имя могло быть
преобразовано из
первоначального под влиянием
мифологического мотива
превращения богатырши в птицу.
ЛЮДВИКИ
— карлики, обитающие в горных
пропастях, питаются яствами,
приготовленными из чистой меди,
серебра и золота.
ЛЮДКИ
(пикулики) — у лужичан карлики
называются людками, т.е.
маленькими людьми; это подземные
духи, обитающие в горах, холмах и
темных пещерах. Людки — искусные
музыканты, любят танцы и
являются на сельские
празднества. У словаков их
называют пикулики — мужички
ростом с палец, но весьма сильные,
поселяются на людских дворах — в
какой-нибудь норе, приносят
своему хозяину золото, деньги,
хлеб и даруют его лошадям
здоровье и сытость.
ЛИЛЫ
(олеле, олала) — ритуальные
костры. Сербские «лилы» явно
связаны с магией плодородия и со
скотоводством — во время
горения костра разбрасывали
горящую бересту («лилу») и пели: «Лила,
гори, жито, роди! /...Весело нам,
лиле, горе /да нам краве добре
веде!»
ЛЮДИ
ДИВИЯ — .в древнерусских
книжных легендах монстры,
обитатели далеких сказочных
земель, прежде всего Индии. Среди
них упоминаются многоглавые,
люди с лицом на груди, со
звериными (в частности,
псоголовцы) или птичьими
головами и ногами, с крыльями,
люди, живущие в воде, и т.п.
Рассказы о таких людях связаны
или с повестями о походах
Александра Македонского, или со
сказаниями о государстве
индийского царя и попа Иоанна («Сказание
об Индийском царстве», XV век).
Люди дивия являлись образом
неверных, «нечистых» народов.
Наиболее опасные народы были, по
преданию, «заклепаны»
Александром Македонским в
скалах, и им приписывалась
важная роль в грядущих событиях
накануне конца света, когда они
выйдут на свободу. Наряду с
образами, восходящими к
переводным источникам, в русской
книжной традиции известны
оригинальные, относимые к
сибирским народам.
ЛЯХ
— в западнославянской
мифологии генеалогический герой,
предок поляков (ляхов), брат Чеха
и Руса, согласно польской
хронике XIV века. Вероятно, имя
образовано от слов «пустошь», «новь»,
«необработанная земля».