ГРОМОВНИК
— дед Перуна. Из-под облачных
бровей и ресниц мечет он
молниеносные взоры и посылает
смерть и пожары. Иногда, вместо
длинных ресниц и бровей,
закрывающих глаза Громовника,
служит ему повязка, т.е. облачный
покров. Как темное небо блистает
бесчисленными очами-звездами,
так из мрака ночеподобных туч
сверкают многоочие молнии; и те,
и другие равно погасают, как
скоро на просветленном небе
появится торжествующее солнце.
Громовник — вещий кузнец, кующий
судьбы человеческие; мастерская
его устроена в горах, т.е.
грозовых тучах. Он сковывает
воедино два тонких волоса; эти
волосы — не что иное, как две
нити, выпряденные парками для
жениха и невесты.
ГАГАНА
— мифическая птица, которая
дает птичье молочко, гага. «Встретит
тебя птица Гагана, поздоровайся
с птицей: Гагана тебе птичьего
молочка даст» (А.М. Ремизов. «Сказки»).
ГАМАЮН
— вещая птица. Она прилетает на
блаженный Макарийский остров.
Живет в море. Изображалась
обычно с женским лицом и грудью.
По поверью, когда кричит вещая
птица Гамаюн, она счастье
пророчит. «Я люблю малиновый
падун, /Листопад горящий и
горючий, /Оттого стихи мои как
тучи /С отдаленным громом теплых
струн. /Так во сне рыдает Гамаюн
— /Что забытый туром бард
могучий» (И.А. Клюев). «Словно
семь богатых лун /На пути моем
встает — /То мне птица Гамаюн /Надежду
подает!» (В.С. Высоцкий. «Купола»).
ГОРГОНИЯ
— в славянских книжных легендах
дева с волосами в виде змей,
модификация античной Медузы-Горгоны.
Лик Горгонии смертоносен. Волхв,
которому удается обезглавить ее,
получает чудесную силу. Другая
трансформация образа Медузы-Горгоны
в славянских апокрифах — зверь
Горгонии, охраняющий рай от
людей после грехопадения.
Иконография головы Горгонии —
характерная черта популярных
византийских и древнерусских
амулетов — «змеевиков».
ГРИФ-ПТИЦА
— баснословная птица, с помощью
которой сказочные герои
совершают свои воздушные полеты.
В народных памятниках она
является в разных образах. В
сказке «Норка-зверь» как птица,
которая столь огромна, что
подобно тучам, заволакивающим
небо, затемняла собою солнечный
свет. В другой сказке подымается
буря от взмаха крыльев птицы-львицы
или гриф-птицы, которая
величиной будет с гору, а летит
быстрее пули из ружья. Греки
представляли грифа с головой и
крыльями орлиными, с туловищем,
ногами и когтями льва, — какое
представление попало и в русскую
сказку. Гриф-птица хватает
мертвечину и вместе с нею
переносит молодца через широкое
море.
ГРИФОН
— могучая птица-собака.
ГАРЦУКИ
— в Белоруссии это духи,
обитающие в горах, которые своим
полетом производят ветры и
непогоду. С виду похожи на
маленьких детей; когда они, играя,
устремляются взапуски, то от
быстрого их бега подымается
вихрь и начинает крутить песок, а
когда несутся по воздуху, то
полет их производит бурю и
непогоду.
ГОРНЫЙ
КАРЛИК — дух,
представляемый со спутанными,
взъерошенными волосами.
ГОРЫНЯ
(Горыныч, Вернигора, Вертигор)
— титан, один из трех богатырей-великанов
(Горыня, Дубыня, Усыня), герой
русских сказок. Исполинский
спутник Перуна. Если Перун
разгуляется, то с гор камни
выворачивает, деревья валит,
реки запруживает завалами.
Горыня обладает
сверхчеловеческой силой; в
сказках, нарушая природу вещей,
помогает главному герою, иногда
затрудняет его действия.
Захватывает гору, несет в лог и
верстает дорогу или на мизинце
гору качает. Если предположить,
что имя это происходит от слова «гореть»,
то три богатыря есть воплощение
трех стихий: Горыня — огонь,
Дубыня — земля, Усыня — вода.
ГРИМТУРСЫ
(великаны инея) — демоны зимы,
враги земледелия и урожаев.
ГЕРМАН
(Джерман) — в южнославянской
мифологии персонаж, воплощающий
плодородие. Во время болгарского
обряда вызывания дождя
представляется глиняной куклой
с подчеркнутыми мужскими
признаками. В заклинаниях
говорится, что Герман умер от
засухи (или дождя): женщины
хоронят его в сухой земле (обычно
на песчаном берегу реки), после
чего должен пойти плодоносный
дождь.
ГОГИ
И МАГОГИ — такие народы,
что свирепы пуще лютых зверей и
едят живых людей; у иного один
глаз — и тот во лбу, а у иного три
глаза; у одного одна только нога,
а у иного три, и бегают они так
быстро, как летит из лука стрела.
«...И лицо разбойничье! — сказал
Собакевич. — Дайте ему только
нож да выпустите его на большую
дорогу — зарежет, за копейку
зарежет! Он да еще вице-губернатор
— это Гога и Магога!» (Н.В, Гоголь.
«Мертвые души»).
ГОМИЛЕ
СЛАМЕ (олелии, ойлалия) —
ритуальный большой костер.
Большие костры палили из соломы,
а также жгли огни в особой
решетке, высоко поднятой
четырьмя мужчинами на четырех
длинных шестах.
ГРОМОВЫЙ
ЖЕРНОВ — жернов, который
мелет людское счастье и
богатство. У белорусов
сохранилось поверье, что горные
духи, подчиненные Перуну и
вызывающие своим полетом ветры и
бурю, возят на себе громовый
жернов, на котором восседает сам
Перун с огненным луком в руках.